. : Берег Средиземного моря
. : Березовая роща
. : Весна – большая вода
. : Весной в лесу
. : Вечер на Волге
. : Вечер на пашне
. : Вечер. Золотой плёс
. : Владимирка
. : Дуб
. : Зимой в лесу
. : Золотая осень
. : Летний вечер
. : Март
. : Мостик. Саввинская слобода
. : Над вечным покоем
. : Озеро. Русь
. : Осенний день. Сокольники
. : Осень. Дорога в деревне
. : Первая зелень. Май
. : После дождя. Плёс
. : Свежий ветер
. : Солнечный день. Весна
. : Тихая обитель
. : У омута

ТВОРЧЕСТВО

Тихая обитель


Тихая обитель

Люблю я приют ваш печальный,
И вечер деревни глухой,
И за лесом благовест дальный,
И кровлю, и крест золотой.

А.А. Фет. «Деревня»

Картина Тихая Обитель (1890, Государственная Третьяковская галерея, Москва) отнюдь не была «портретом» конкретной местности. Замысел её возник ещё в 1887 году, когда на Левитана произвело сильнейшее впечатление поэтическое зрелище заката, осветившего алым светом главы и кресты Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода. Основной же для изображения обители, по воспоминаниям Софьи Кувшинниковой, послужил монастырь близ Юрьевца на Волге. Тем не менее полотно отличается удивительной непосредственностью чувства и воспроизведения «живой жизни». Не случайно, как вспоминал Александр Бенуа, первым зрителям картины «казалось, точно сняли ставни с окон, раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в старое выставочное зало».

    После появления этой картины на передвижной выставке 1891 года имя Левитана было «на устах всей интеллигентной Москвы». Люди приходили на выставку только для того, чтобы еще раз взглянуть на картину, говорившую что-то очень важное их сердцам, и благодарили художника за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывал этот тихий уголок, изолированный от всего мира и всех лицемерных дел наших».

Успех Тихой Обители у публики по-своему отразился и в творчестве Чехова. В его повести Три года есть эпизод, где героиня на художественной выставке рассматривает полюбившуюся ей картину, описание которой очень напоминает эту картину: « На первом плане - речка, через нее бревенчатый мостик… на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве… А вдали догорает вечерняя заря… И почему-то стало казаться, что эти самые облачка… и лес, и поле она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного».


Владимир Петров

В этой картине Левитан воплощал в пейзаже уже существовавший до того в его сознании некий образ. Кувшинникова так рассказывает историю создания картины. Еще в годы жизни в Саввинской слободе на Левитана произвел большое впечатление вид Саввино-Сторожевского монастыря при закате. «Прошло два года. Левитан поехал из Плёса в Юрьевец, в надежде найти там новые мотивы, и, бродя по окрестностям, вдруг наткнулся на ютившийся в рощице монастырек. Он был некрасив и даже неприятен по краскам, но был такой же вечер, как тогда в Саввине: утлые лавы, перекинутые через речку, соединяли тихую обитель с бурным морем жизни, и в голове Левитана вдруг создалась одна из лучших его картин, в которой слились воедино и саввинские переживания, и вновь увиденное, и сотни других воспоминаний».

С. Пророкова указывает, что, сделав наброски с монастыря и в особенности увлекшись мотивом утлых лав, Левитан «то, чего ему не хватало в Юрьевце... дополнил наблюдениями на Соборной горе» в Плёсе. «Отсюда взял он для картины архитектурный церковный ансамбль с древней конической колоколенкой». Действительно, в карандашном наброске, вероятно изображающем вид Кривоозерского монастыря с натуры и в целом совпадающем по своей композиции и с масляным эскизом картины и с нею самой, колокольня у церкви в левой части изображения ампирная, в то время как и в эскизе и в картине она заменена шатровой. Но в том же альбоме, в котором мы находим наброски, сделанные в Юрьевце, имеется и изображение Решмы с подобной же колокольней. Таким образом, нельзя утверждать точно, что в картине «Тихая обитель» вид Кривоозерского монастыря видоизменен внесением в нее именно плёсовской колокольни, но сам факт замены одной колокольни другой налицо.

Лавы влекут идти по ним туда, к монастырю за рекой. А вместе с тем большое пространство спокойной воды с едва колеблющимся в нем отражением дальнего берега и его построек позволило усилить ощущение вечерней тишины и покоя. Понятие «тихая обитель» выражено чисто пейзажными средствами. Их частью, и притом очень существенной, является вечернее освещение, так гармонирующее с настроением тишины, мира, покоя, вечерней задумчивости и примиренности погружающейся в отдых природы. Тихая светлая радость переходит в легкую печаль. Здесь как бы вспоминаешь пушкинское «Мне грустно и легко, печаль моя светла»

«Тихая обитель», естественно, особенно нравилась Нестерову, который не только оценил ее поэтичность и красоту живописи, но и чувствовал родственные ему черты в самом образе и содержании картины. Левитан из скромности даже считал его восторги чрезмерными. Но сильное впечатление картина произвела и на Чехова. Несколько лет спустя, в 1894 году, работая над повестью «Три года», он ввел в нее этот пейзаж в слегка измененном виде. Героиня повести Юлия, бесцельно бродя по художественной выставке, на которой все картины кажутся ей одинаковыми, вдруг останавливается перед одним из пейзажей: «На переднем плане речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря. Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой, все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного». На этом пейзаже Юлия почувствовала впервые, что такое искусство, и научилась видеть живопись.

В этом описании увиденной Юлией картины Чехов, сам замечательный мастер пейзажа и поэт природы, превосходно понял и раскрыл характерные черты не только этого, но и многих левитановских пейзажей. Их красота - красота обычного, и лирическое переживание, вызываемое ими, есть как бы «припоминание» знакомого, близкого и родного. Левитан словно раскрывает зрителю глаза, обнаруживает, как прекрасно то, что тот много раз видел и не замечал

А.А. Фёдоров-Давыдов

Сочинение по картине ученицы 8Б Мокротумовой Алины

Я многое выстрадал,
многое постиг,
многому научился…

И. Левитан

В послеполуденном свете в тишине лесов и в безлюдье замерла река. В прозрачной реке, как в зеркале, отражаются пушистые облака, голубые купола церквей и лес, темный, безмолвный лес. Через реку перекинут шаткий мостик, по которому дорога ведет к белокаменной церкви, окутанной густыми, зелеными зарослями. Старый, ветхий мостик, у которого нет одной дощечки, многие годы служил людям, как дорога к храму. Человек, идущий по мостику, видел в воде отражение золотых куполов и дивился такой красоте. Художник на этой картине хотел показать волшебную силу красоты природы, которая исцеляет душу человека.