. : Берег Средиземного моря
. : Березовая роща
. : Весна – большая вода
. : Весной в лесу
. : Вечер на Волге
. : Вечер на пашне
. : Вечер. Золотой плёс
. : Владимирка
. : Дуб
. : Зимой в лесу
. : Золотая осень
. : Летний вечер
. : Март
. : Мостик. Саввинская слобода
. : Над вечным покоем
. : Озеро. Русь
. : Осенний день. Сокольники
. : Осень. Дорога в деревне
. : Первая зелень. Май
. : После дождя. Плёс
. : Свежий ветер
. : Солнечный день. Весна
. : Тихая обитель
. : У омута


Март

ТВОРЧЕСТВО

Март


Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

А.А. Фет "Первый ландыш"

Пришла,- и тает все вокруг,
Все жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.

А.А. Фет
"Пришла, - и тает всё вокруг"

     Любовь Левитана к природе была широкой и всеохватывающей. В ней находилось столько же места для радостных восприятий и мажорных образов, сколько и для грусти, для минорных настроений и трагических образов. Теперь, в 1895 году, в творчестве Левитана господствуют радостные мотивы, светлые переживания и мажорные образы.

Картине «Март» (Гос. Третьяковская галерея) открывает собой новый этап в творчестве Левитана. Он не ищет здесь сложных сюжетов и выражения больших философских и социальных идей, а как бы возвращается к прежней простоте мотива. Сюжет картины «Март» чрезвычайно прост, и изображение несложно. От­таявшая дорога спереди, справа - угол деревянного дома и запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега и деревья усадьбы - вот и все, что изображено в этой чудесной, полной поэзии пробуждающейся природы картине. Ее внутренней темой, ее существенным содержанием является это переживание радостного и волнующего пробуждения природы.

Левитан возвращается к поэзии обыденного на новой, более богатой основе. Радостная, овеянная весенней свежестью картина мартовского солнечного дня полна света, воздуха, живого трепета жизни. Ласково греет весеннее солнце, а от тающего снега веет сырой прохладой. Все сверкает на солнце - голубизна неба, желтые стены дома, зелень сосен, голубые тени от деревьев на снегу. Стволы деревьев словно тянутся вверх, а их набухшие верхушки своей прозрачностью усиливают воздушность картины. Кажется, все в ней находится в легком дви­жении: и верхушки деревьев, и лапы старых сосен, и отброшенная вошедшим в дом человеком ставня, и тень на распахнутой двери, благодаря которой дверь выглядит качающейся, и подтаяв­шая глыба снега на крыше, готовая с шумом упасть, и лошадка, которая вот-вот переступит с ноги на ногу и чуть сдвинет сани. Этот легкий ритм передает пробуждение природы, чуть видимые и слышимые, но так чувствуемые весенние шорохи и движения.

В своей поражающей свежести и жизненности картина «Март» представляется этюдом. Однако в ней все выверено и композиционно точно. Стене дома справа соответсвует слева купа листвен­ных деревьев на фоне темной массы густой хвои сосен; деревья с их тонкими высокими стволами, изображенные и справа и слева, как бы наклоняются друг к другу. В центре картины на первом плане дорога, а сзади замыкающая глубину стена леса. Лошадь с санями помещена как раз на пересечении дорожек.

Особенно богато и сложно написан снег, то сероватый с загрязненной коркой, то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, то в синих тенях. Все это красочное богатство картины представляет собой оттенки, переходы и рефлексы трех основных цветов: желтого, голубого и зеленого с добавлением белого. Желтый цвет, концентрирующийся на стене дома через красновато-рыжие оттенки на швах досок, на тени на двери, виден в верхушках деревьев в центре в глубине и на небе, входя таким образом в зону голубого цвета; далее мы прослеживаем его в хвое елей слева и, наконец, в коричневой шерсти лошадки. Голубой цвет, в основном окрашивающий весеннее небо, переходит в синий в тенях от деревьев слева, и в серовато-голубоватый - в затененных массах снега в глубине, и в зеленовато-серый - в затененной части сильно выступающего карниза дома, в оконницах. Наконец, зеленый цвет наиболее интенсивно и открыто виден в хвое елей, переходящий от светлого к темному и сочетающийся здесь с коричневатым. Все эти три основных цвета как бы соединяются в сложно написанных стволах лиственных деревьев и в особенно сложной по цвету разъезженной дороге.

Красочная гамма «Марта» - чрезвычайно звучная, гораздо более звучная, нежели в каких-либо картинах Левитана до сих пор. Этой интен­сивности звучания цвета соответствуют экспрессивная манера письма с густо и смело положен­ными мазками краски, сильная фактурность и ее разнообразие. Сравним, например, как отлична густая кладка краски полосами в изображении досок дома от взрыхляющих поверхность энер­гичных мазков кисти, которыми писан снег. И в том и в другом случае фактура дает возможность выявить материальность изображаемого. Особенно хорошо передана весенняя рыхлость снега на крыше крыльца и в сугробах. Разъезженная дорога написана столь же разнообразными мазками, сколь и разными оттенками цвета.

А.А. Фёдоров-Давыдов


Сочинение по картине ученицы 6А Поповой Марии

«Картина Март Исаака Ильича Левитана - одна из самых поэтических пейзажей в мировой живописи.

На картине изображён переходный момент его состояния: зима ушла и на смену метелям, холодам пришло тепло. Природа просыпается. Март - это первый вестник весны. Высокие берёзки своими ветвями тянутся к яркому, голубому небу в ожидании тёплых весенних дней и зелёного наряда.

Почти на самой макушке берёзки виден скворечник. Он как бы символизирует скорый прилёт птиц. Солнце светит ярко, отбрасывая голубые тени от деревьев. Снег осел под воздействием солнечных лучей и потерял свою белизну. На дорогах снег растаял, проглядывает жёлто-коричневая глинистая почва. Оголилась крыша. Снега на ней почти нет. У крылечка спокойно и смирно стоит лошадка в ожидании своего хозяина. На картине нет изображения человека, но мы чувствуем его присутствие. Он только что подъехал, зашёл в дом, забыв закрыть дверь, потому что уже проникся весенним настроением и теплом. Он уже не заботится о сохранении тепла в доме.

В картине присутствует мотив ожидания тёплых весенних дней. Это чувствуется во всём: в деревьях со скворечником, ожидающим своих квартирантов, в терпеливой лошадке, стоящей у крылечка, где солнышко греет больше.

Писатель К.Г. Паустовский отмечает, что в картине Март передана «настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, жёлтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, капающей с крыльца дощатого дома».