ТВОРЧЕСТВОМартКак первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! А.А. Фет "Первый ландыш" Пришла,- и тает все вокруг, Все жаждет жизни отдаваться, И сердце, пленник зимних вьюг, Вдруг разучилося сжиматься. А.А. Фет "Пришла, - и тает всё вокруг" Любовь Левитана к природе была широкой и всеохватывающей. В ней находилось столько же места для радостных восприятий и мажорных образов, сколько и для грусти, для минорных настроений и трагических образов. Теперь, в 1895 году, в творчестве Левитана господствуют радостные мотивы, светлые переживания и мажорные образы. Картине «Март» (Гос. Третьяковская галерея) открывает собой новый этап в творчестве Левитана. Он не ищет здесь сложных сюжетов и выражения больших философских и социальных идей, а как бы возвращается к прежней простоте мотива. Сюжет картины «Март» чрезвычайно прост, и изображение несложно. Оттаявшая дорога спереди, справа - угол деревянного дома и запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега и деревья усадьбы - вот и все, что изображено в этой чудесной, полной поэзии пробуждающейся природы картине. Ее внутренней темой, ее существенным содержанием является это переживание радостного и волнующего пробуждения природы. Левитан возвращается к поэзии обыденного на новой, более богатой основе. Радостная, овеянная весенней свежестью картина мартовского солнечного дня полна света, воздуха, живого трепета жизни. Ласково греет весеннее солнце, а от тающего снега веет сырой прохладой. Все сверкает на солнце - голубизна неба, желтые стены дома, зелень сосен, голубые тени от деревьев на снегу. Стволы деревьев словно тянутся вверх, а их набухшие верхушки своей прозрачностью усиливают воздушность картины. Кажется, все в ней находится в легком движении: и верхушки деревьев, и лапы старых сосен, и отброшенная вошедшим в дом человеком ставня, и тень на распахнутой двери, благодаря которой дверь выглядит качающейся, и подтаявшая глыба снега на крыше, готовая с шумом упасть, и лошадка, которая вот-вот переступит с ноги на ногу и чуть сдвинет сани. Этот легкий ритм передает пробуждение природы, чуть видимые и слышимые, но так чувствуемые весенние шорохи и движения. В своей поражающей свежести и жизненности картина «Март» представляется этюдом. Однако в ней все выверено и композиционно точно. Стене дома справа соответсвует слева купа лиственных деревьев на фоне темной массы густой хвои сосен; деревья с их тонкими высокими стволами, изображенные и справа и слева, как бы наклоняются друг к другу. В центре картины на первом плане дорога, а сзади замыкающая глубину стена леса. Лошадь с санями помещена как раз на пересечении дорожек. Особенно богато и сложно написан снег, то сероватый с загрязненной коркой, то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, то в синих тенях. Все это красочное богатство картины представляет собой оттенки, переходы и рефлексы трех основных цветов: желтого, голубого и зеленого с добавлением белого. Желтый цвет, концентрирующийся на стене дома через красновато-рыжие оттенки на швах досок, на тени на двери, виден в верхушках деревьев в центре в глубине и на небе, входя таким образом в зону голубого цвета; далее мы прослеживаем его в хвое елей слева и, наконец, в коричневой шерсти лошадки. Голубой цвет, в основном окрашивающий весеннее небо, переходит в синий в тенях от деревьев слева, и в серовато-голубоватый - в затененных массах снега в глубине, и в зеленовато-серый - в затененной части сильно выступающего карниза дома, в оконницах. Наконец, зеленый цвет наиболее интенсивно и открыто виден в хвое елей, переходящий от светлого к темному и сочетающийся здесь с коричневатым. Все эти три основных цвета как бы соединяются в сложно написанных стволах лиственных деревьев и в особенно сложной по цвету разъезженной дороге. Красочная гамма «Марта» - чрезвычайно звучная, гораздо более звучная, нежели в каких-либо картинах Левитана до сих пор. Этой интенсивности звучания цвета соответствуют экспрессивная манера письма с густо и смело положенными мазками краски, сильная фактурность и ее разнообразие. Сравним, например, как отлична густая кладка краски полосами в изображении досок дома от взрыхляющих поверхность энергичных мазков кисти, которыми писан снег. И в том и в другом случае фактура дает возможность выявить материальность изображаемого. Особенно хорошо передана весенняя рыхлость снега на крыше крыльца и в сугробах. Разъезженная дорога написана столь же разнообразными мазками, сколь и разными оттенками цвета. А.А. Фёдоров-Давыдов Сочинение по картине ученицы 6А Поповой Марии «Картина Март Исаака Ильича Левитана - одна из самых поэтических пейзажей в мировой живописи. На картине изображён переходный момент его состояния: зима ушла и на смену метелям, холодам пришло тепло. Природа просыпается. Март - это первый вестник весны. Высокие берёзки своими ветвями тянутся к яркому, голубому небу в ожидании тёплых весенних дней и зелёного наряда. Почти на самой макушке берёзки виден скворечник. Он как бы символизирует скорый прилёт птиц. Солнце светит ярко, отбрасывая голубые тени от деревьев. Снег осел под воздействием солнечных лучей и потерял свою белизну. На дорогах снег растаял, проглядывает жёлто-коричневая глинистая почва. Оголилась крыша. Снега на ней почти нет. У крылечка спокойно и смирно стоит лошадка в ожидании своего хозяина. На картине нет изображения человека, но мы чувствуем его присутствие. Он только что подъехал, зашёл в дом, забыв закрыть дверь, потому что уже проникся весенним настроением и теплом. Он уже не заботится о сохранении тепла в доме. В картине присутствует мотив ожидания тёплых весенних дней. Это чувствуется во всём: в деревьях со скворечником, ожидающим своих квартирантов, в терпеливой лошадке, стоящей у крылечка, где солнышко греет больше. Писатель К.Г. Паустовский отмечает, что в картине Март передана «настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, жёлтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, капающей с крыльца дощатого дома». |