ТВОРЧЕСТВОЗолотая осень. 1895Как осень хороша! Как чисты небеса! Как блещут и горят янтарные леса В оттенках золотых, в багряных переливах! Как солнце светится в волнах, на свежих нивах, Как сердцу радостно раскрыться и дышать, Любуяся кругом на Божью благодать. П.А.Вяземский «Осень 1830» Картина Золотая осень (1895, Государственная Третьяковская галерея, Москва) - самая популярная картина Левитана, посвящённая русской осени. Эта картина отличается яркостью, повышенной декоративностью. Ощущение жизненной полноты, свежести чувств в солнечный осенний день создаётся во многом благодаря «бурлению» краски в изображении червонного золота листвы и смелому, энергичному письму синего неба, яркой зелени озимей и тёмной сини реки, на фоне которой вспыхивают покрасневшие листья боярышника. По своей повышенной чувственной напряжённости и сгущённости в восприятии природы эта картина представляется даже не вполне «левитановской», ибо подобный тип мироощущения был характерен для несколько более молодых мастеров - пейзажиста Станислава Жуковского или писателя Ивана Бунина. Характерно, что сам Левитан не вполне был удовлетворён этой по-своему прекрасной картиной, говорил, что она «грубая», и год спустя написал другой вариант с тем же названием (ныне в Третьяковской галерее), в котором запечатлел сходное по основному цветовому аккорду, но иное по настроению состояние природы, тихое, как бы «хрустальное» и при всей яркости осенних красок, как писал Чехов, «необыкновенно грустное, приветливое и красивое», когда хочется «Улететь вместе с журавлями». Владимир Петров
Левитан сохраняет в картине «Золотая осень» даже как будто этюдную «фрагментарность», изображая совсем «случайно» взятый кусок природы с бегущим по диагонали ручьем. Но как он умело уравновешен расположением кусков нерастаявшего снега, как замкнут кустарником сзади! Большими смелыми мазками, экспрессивно пишет Левитан и этот остатний снег, розоватый весной кустарник, желтую оттаявшую почву и в особенности бегущую воду ручья. Мы словно слышим, как ручей по-весеннему поет и звенит. Все это в еще большей мере можно обнаружить в картине «Золотая осень» (Гос. Третьяковская галерея), писанной в том же году, по свидетельству Бялыницкого-Бирули, по этюду, сделанному также в Горке. Картина поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определенно выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы. Переживание осеннего солнечного дня с его теплом и особой тишиной в природе выявлено здесь Левитаном с не меньшей, если не с еще большей силой, нежели свежее дыхание, ласковая волнительность пробуждающейся природы мартовского дня. В картине «Золотая осень» прекрасно передана и осенняя прозрачность воздуха, и ясность далей, и неподвижность природы, подчеркиваемая недвижимостью золотой листвы деревьев. Неподвижна и вода в реке, по-осеннему спокойная, как и дали с их полосами зеленей и стерни. Пожалуй, никто раньше в русской пейзажной живописи, да и сам Левитан до того, не давал такого торжественного, радостного в своем спокойствии образа осени, такого показа «пышного природы увяданья». Эти бессмертные пушкинские строки приходят на память, кажется, всякому смотрящему на «Золотую осень» Левитана. И это верно, хотя конкретное переживание природы у Левитана иное, далеко ушедшее, естественно, от пушкинского. Но так же верно вспомнить образ тихого, прозрачного спокойствия в природе, ее «хрустальной» ясности в стихах Тютчева «Есть в осени первоначальной. . . ». А общим, что роднит Левитана с Пушкиным и Тютчевым, является поэтическое переживание природы, удивительно органичное, ясное и непосредственно эмоциональное. Мы снова осознаем перед полотном « Золотая осень », каким поэтом природы, каким тонко чувствовавшим и органично выражавшим ее поэзию человеком был Левитан. Но теперь содержание его поэзии природы и в особенности язык этой поэзии становятся уже. А.А. Фёдоров-Давыдов
Сочинение по картине ученика 6Б Горбунова Андрея Я вижу перед собой произведение И. И. Левитана - прекрасную картину под названием «Зимой в лесу». На полотне изображён сумрачный зимний лес. На лесной опушке стоят несколько деревьев, а между ними не спеша бредёт волк. Он кажется одиноким и грустным. Животное будто прислушалось к зимней тишине. На полотне волк играет очень важную роль - он придаёт эффект движения. Кажется, что лес умер. Деревья будто замерли с грустью на душе. Голые сучья деревьев очень тёмные, почти черные. Свои кривые «руки» деревья возвели к небесам. Как будто молят они небосвод о чём-то. А небо мрачно нависло над лесом. Оно погружает всё в сумрак. Даже белизна снега меркнет. На полотне Левитан нарисовал как будто три полосы: белый снег, тёмные деревья и мрачное небо. Этот контраст придаёт картине загадочность. Серая, на вид невзрачная, она вызывает интерес. Пробуждается фантазия. Кажется, что вот-вот рассеются мрачные облака, деревья снова оживут под игривым лучом солнца… |