Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту…
…Что видимо очам – сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Идут, бегут навстречу мне -
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката…
И.А. Бунин «В открытом море».
Хотя на этюде изображен тихий вечер и в природе нет ничего бурного или динамического, этюд очень напряжен в самом переживании и выражении заката на воде. Он писан цветно и контрастно. Левитана интересуют золотые и оранжево-розовые отсветы на воде, игра закатного света на ее ряби. Деревья и косо поставленные крыши домиков на первом плане имеют сложный силуэт. Они образуют как бы беспокойное обрамление той глади воды, тех плавных линий дальнего берега, которые развиваются за ними. Этот контраст между беспокойными и плавными очертаниями, между пламенеющим закатом на воде и уже наступающими сумерками на дальнем берегу, где зажигаются огоньки, усиливает выразительность картины природы. В ней как бы разыгрываются, сменяя и подчеркивая друг друга, разные состояния, разные этапы наступающего вечера. Особенно выразительны манящие огоньки вдали, усиливающие переживание пространства.
Картина «Вечер на Волге» была начата еще в первую поездку. Оканчивалась же она зимой 1888 года, после второй поездки. В ней как бы суммировались впечатления и переживания обоих лет. Отсюда то богатство и сложность ее образа, та его синтетичность, которые делают этот небольшой пейзаж подлинной картиной. Левитан выразительно передает переживание пасмурного вечера, когда надвигающаяся из-за горизонта туча, закрывая еще светлое небо, ускоряет наступление сумерек. Есть что-то суровое и неотвратимое в этой темной движущейся туче, как и стихийная сила в этой водной шири, уходящей далеко к горизонту, где едва виднеется берег. Пространство в его эмоциональной выразительности - вот что составляет основу образа этого пейзажа. Это пространство как бы переживается нами в построении картины. Мы ощущаем его, когда наш взгляд следует за течением воды, которая то разливается на первом плане, подходя к берегу с лодками, то уходит вдаль к горизонту влево. Выдвигающаяся в реку коса, как бы отделяющая небольшой заливчик от основного русла реки, еще усиливает впечатление от ее простора, как и светлая полоса отражения неба на воде.
А.А. Фёдоров-Дывыдов
Сочинение по картине ученицы 6Б Приймак Сони
Эту картину написал Исаак Ильич Левитан. Сейчас она находится в частном собрании, в городе Москве. Пейзаж был написан художником в 1880 году.
На этом замечательном полотне Левитан изобразил широкий простор реки в заходящих лучах солнца.
Перед собой на первом плане мы видим деревья. Эти деревья придают пейзажу темноту и какой-то пугающий вид. А сквозь кроны деревьев виднеется крыша старой избы.
На втором плане картины мы наблюдаем неописуемую красоту Волги. Волга изображена с помощью красных, оранжевых, светло- голубых тонов. Там, где лес приближается к реке, она все больше темнеет. В отражении реки красуется блик заходящего солнца, что придает реке яркость, отчетливость и завороженность.
На третьем плане полотна мы можем увидеть темную, неровную, сплошную стену леса. Деревья растут на противоположном берегу реки. Также в верхней части картины видно еще не темное, но уже начинающее смеркаться небо. Небо написано светлыми тонами, оттенками бежевого, с зеленоватыми , красными, голубоватыми разводами. Странную яркость и необычность придают небу синие облака.
Это полотно мне очень понравилось, потому что художник смог передать всю красоту вечера, а точнее, неба в отражении реки.