. : Берег Средиземного моря
. : Березовая роща
. : Весна – большая вода
. : Весной в лесу
. : Вечер на Волге
. : Вечер на пашне
. : Вечер. Золотой плёс
. : Владимирка
. : Дуб
. : Зимой в лесу
. : Золотая осень
. : Летний вечер
. : Март
. : Мостик. Саввинская слобода
. : Над вечным покоем
. : Озеро. Русь
. : Осенний день. Сокольники
. : Осень. Дорога в деревне
. : Первая зелень. Май
. : После дождя. Плёс
. : Свежий ветер
. : Солнечный день. Весна
. : Тихая обитель
. : У омута

ТВОРЧЕСТВО

Вечер на пашне

Легко и бледно небо голубое.
Поля в весенней дымке. Влажный пар
Взрезаю я - и лезут на подвои
Пласты земли, бесценный Божий дар
По борозде спеша за сошниками,
Я оставляю мягкие следы –
Так хорошо раздутыми ногами
Ступать на бархат теплой борозды.
В лилово-синем море чернозема
Затерян я…

Бунин "Пахарь"



Вечер на пашне

Тихий летний вечер. На светлом небе золотится под лучами заката красивое облако. На первом плане жирная, разрыхленная пахотой земля контрастно выделяется своей массой коричнево-фиолетового цвета. Темным силуэтом на косогоре рисуется на фоне неба фигура пахаря, идущего за впряженной в плуг лошадью. Над пашней взлетают птицы, а справа, за косогором, простираются еще поля, виднеется вдали позолоченная лучами солнца колокольня церковки. Вечерняя тишина полей, мир, спокойствие, тихая задумчивость, овевающая душу, - вот что составляет эмоциональный тон пейзажа. Левитан строит картину как пейзаж, в котором фигура пахаря играет дополнительную, позволяющую лучше понять «настроение» пейзажа роль.

Основу выразительности пейзажа составляет эмоциональное переживание пространства пашни, далей, соотношения вспаханной земли и спокойного чистого неба со, словно вырастающим из-за косогора большим кучевым облаком, освещенным в желтый цвет лучами заката. Своим движением это облако связывается с движением пахаря и его лошади, поддерживает их небольшие размеры, не дает им раствориться среди полей с их горизонталями. Как будто традиционно представив распаханное поле в сопоставлении его с небом, Левитан решает этот мотив уже по-новому. Он изображает не ровное поле, а косогор, берет низкий горизонт. Благодаря этому и край поля и фигура пахаря силуэтом рисуются на фоне неба.

Владимир Петров


Вечернее освещение усиливает и темноту земли, и золотистость облака. Правда, сочетание фиолетовой земли, желтого облака и голубого неба еще резко. Но это - начало чувственного, повышенного в своей выразительности понимания цвета. Оно в еще большей мере сказывается в освещении закатным светом полоски у горизонта и колоколенки вдали.

А.А. Фёдоров-Давыдов