ТВОРЧЕСТВОМостик. Саввинская слободаТо было раннею весной Трава едва всходила, Ручьи текли, не парил зной И зелень рощ сквозила... Шедевр Левитана Мостик. Саввинская слобода (1884, Государственная Третьяковская галерея, Москва) - проявление его способности в изображении самого непритязательного мотива передать драгоценное чувство единства и гармонии природы, радость её весеннего обновления. Цветовое решение этой работы, построенное на сочетании различных оттенков вешней зелени, небесной голубизны и тёплой, солнечной охры, заставляет вспомнить слова Коровина о владевшей в те годы им и Левитаном страсти открытия выразительных возможностей живописи: «Лежат во дворе дрова - а как их можно написать, какая в них гамма красок! На них горит солнце! Двор уже не кажется пустым и безлюдным - он живёт!» Владимир Петров
Этюд «Мостик. Саввинская слобода» очарователен в своем ласкающем душу лиризме, он как бы пронизан светом и словно излучает его сам. Но как раз замечательная светоносность этюда и сила его живописи заставляют усомниться в его датировке 1884 годом. Сравнивая его с другими работами первого лета, проведенного в Саввинской слободе, приходишь к удивительному выводу. В то время как верхняя половина этюда, до мостика, и по цвету и по характеру живописи очень похожа на « Саввинскую слободу » и другие этюды (та же трактовка немного сероватой зелени, изб, бревен), нижняя часть этюда резко от них отличается, в особенности то, как написаны фиолетовые тени на мостике, отражение и тени на воде под ним, зеленая яркая трава. Их цвет гораздо более интенсивен, и краска положена более энергичным и разнообразным мазком. Это становится еще более очевидным, если последовательно закрывать то нижнюю, то верхнюю часть этюда. Конечно, Левитан сумел в общем сохранить единство этюда, но все же первый план внизу отличается от второпланного изображения верхней части. При пристальном рассмотрении бросается в глаза, как мало интенсивность фиолетовых пятен на досках и яркость зеленой травы поддержаны в дальних планах. Очевидно, передача игры света и теней на мостике и в воде под ним особенно интересовала Левитана, и он специально их усилил позднее. Когда же это могло произойти? Недавно в частном собрании в Киеве нами был обнаружен рисунок «Мостик», датированный 1885 годом. В нем фиолетовые мазки на мостике смотрятся не столько как тени, сколько как самостоятельные эффектные красочные пятна. Вероятно, в тот же период, то есть в 1885 году, Левитан дорабатывает и этот этюд. Этюд потерял таким образом в цельности живописи, но выиграл в своей солнечности. А ведь именно этот солнечный свет, прозрачность воздуха, какое-то сияние всего изображения и придают лирическое обаяние невзрачному мотиву деревенских задворок. Солнечный свет здесь - это уже не просто освещение, а сам светящийся воздух, мягкий и легкий. Этюд прельщает нас прежде всего выраженным в нем радостным, светлым и счастливым состоянием души, переданным как молодая радость солнечной природы. Левитан, частично переписывая свой этюд «Мостик», добивался повышения звучности цвета, его как бы пронизанности солнечным светом. А.А. Фёдоров-Давыдов
Сочинение по картине ученицы 8А Кочановой Натальи Картина И. И. Левитана Мостик. Саввинская слобода ? настоящий шедевр русского искусства. Художник сочетает, на первый взгляд, в невзрачной картине, яркие, солнечные краски вешней зелени. Они отражают всю красоту солнечного весеннего дня. Всё изобилие и разнообразие тёплых красок выражено в простом бревенчатом мостике, который отбрасывает тень на прохладный журчащий ручеёк, уходящий в даль… Небольшие, уютные деревенские домики, пышная зелень, дрова, ? всё поддаётся игре радостного солнечного света. Солнечные оттенки местами сменяются тёмными, коричнево-чёрными красками стволов деревьев, но и даже там проскальзывают светлые пятна… на мой взгляд, Мостик. Саввинская слобода ? одна из лучших картин И. И. Левитана. |