. : Берег Средиземного моря
. : Березовая роща
. : Весна – большая вода
. : Весной в лесу
. : Вечер на Волге
. : Вечер на пашне
. : Вечер. Золотой плёс
. : Владимирка
. : Дуб
. : Зимой в лесу
. : Золотая осень
. : Летний вечер
. : Март
. : Мостик. Саввинская слобода
. : Над вечным покоем
. : Озеро. Русь
. : Осенний день. Сокольники
. : Осень. Дорога в деревне
. : Первая зелень. Май
. : После дождя. Плёс
. : Свежий ветер
. : Солнечный день. Весна
. : Тихая обитель
. : У омута

Вечер. Золотой Плёс

ТВОРЧЕСТВО

Вечер. Золотой Плёс. 1889




Река раскинулась.
Течет, грустит лениво
И моет берега.

А.А. Блок "На поле Куликовом"

    Картина Вечер. Золотой Плёс (1889, Государственная Третьяковская галерея, Москва) - один из шедевров, написанных Левитаном в Плёсе на Волге.

Художник запечатлел вид на окраину этого небольшого деревенского городка с Петропавловской горы, где находилась и полюбившаяся художнику церковь-часовня. 

С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворённой тишины, мягкое сияние золотисто-розового предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над широкой рекой и обволакивающего плавные очертания Волги и стоящих на её берегу среди деревьев церкви, колокольни и белого домика с кирпично-красной крышей. 

Можно ощутить вечернюю свежесть воздуха, сочность и ароматность травы и кустов, покрывающих пологий склон холма. Изображение этого холма - прекрасный пример неподражаемого мастерства Левитана в разработке различных оттенков зеленого цвета. Всё напоено драгоценным чувством целостности и красоты бытия. Интересно, что часть белого каменного дома с красной крышей, принадлежавшего плёсскому купцу Грошеву, некоторое время снимали Левитан и Софья Кувшинникова. Ныне в этом здании размещается один из отделов Плёсского Государственного историко-художественного музея- заповедника.

Владимир Петров

Уже в своем композиционном строе картина «Вечер. Золотой плёс» является итогом тех поисков и достижений, которые можно проследить за поездки Левитана на Волгу. Здесь приобретает ясную завершенность и четкость композиция далекого, несколько панорамного речного пейзажа с изображением обоих берегов и текущей между ними ленты реки.

В этой композиции ближний берег тянется по диагонали в одном направлении, а дальний сокра­щается в обратном. Три пространственных плана являются вместе с тем и тремя сюжетными частями общей картины, имеющими каждая свой смысл и вместе с тем гармонически сочетаю­щимися в едином изображении. В идущем вниз по косогору береге мы находим богатое предметное изображение: начинающую зарастать кустарником вырубку с торчащими пнями, домик с красной крышей на берегу и церковь с колокольней за ним и далее, в глубине, - кучу домишек города и еще одну церковь. Следуя слева направо и сверху вниз по косогору, наш взгляд получает пространственное впечат­ление, усиливающее общий панорамный разворот пространства картины. Двигаясь же в глубину, мы как бы постепенно «входим» в городок и переживаем его пейзажную красоту и лиричность. Домик спереди и в особенности высокая колокольня, задерживая взгляд, заставляют сильнее ощущать пространство далей, реки и берега за нею. А этот дальний берег с его вечер­ним туманом, скрывающим очертания и как бы надвигающимся на золотящуюся в отсветах заката воду, развивает мотив картины «Вечер на Волге». Наконец,  сама зеркальная гладь воды, ее полная ленивой неги спокойная величавость, в которой выражаются богатство и сила природы, дает основное эмоциональное звучание всему пейзажу.

В этой картине дальний план с его вечерним туманом и в живописном и в сюжетном отношении более органично согласуется с берегом первого плана. Мы видим здесь и в самом береге, на его кромке у воды, и в особенности на зданиях те же холодные серо-голубые тона, что и на дальнем плане. Сам косогор берега, начинающего погружаться в тень, писан в темнеющих зеленых тонах, контрастирующих с розово-золотистой водой и небом. Этот кон­траст вызывает некоторое чувство печали. Темнота надвигается одновременно с вечерним тума­ном, стелющимся там, вдали, над водой, и вот-вот уже в эту холодную тень погрузится вся жизнь берега и расположенного на нем городка. А между туманом вдали и тенью спереди все еще улыбается и нежится, отражая в себе золотой закат неба, речная гладь. Эмоциональное содержание пейзажа тонко и богато: очарование солнечного тепла и света, еще длящегося рядом с наступающей печалью и холодом вечера.

Тонкости и сложности красочных переходов на небе и на воде соответствует и сложность самого письма. Небо, как светлое, писано плотнее берега, а вода в свою очередь - плотнее неба. Там, где на воде изображаются блики света, Левитан, особенно плотно и густо накладывая краску, применяет технику работы мастихином. Эту технику мы, как кажется, впер­вые встречаем у Левитана в этой картине. Фактура живописи помогает здесь выявлению облика и материальности изображаемых предметов. Так, мягкость и расплывчатость очертаний травы и кустарника, покрывающего косогор, передаются характером мазка. Сложное изображение предметной части картины пишется однородным мазком и фактурой, в то время как кажущиеся однородными большие плоскости воды и неба даны сложной фактурой. Она позволяет и лучше передать игру света, переходы от золотисто-желтых к розовым тонам закатного освещения и избежать монотонности при заполнении ровных поверхностей.


А.А. Фёдоров-Давыдов

Сочинение по картине ученицы 6А Верещагиной Лизы

Эта картина - один из тех шедевров, что написаны Исааком Левитаном в тихом месте на берегу Волги - Плёсе. Одного взгляда на неё достаточно, чтобы полюбить всё то, что запечатлено на холсте, и что автор сам так любил.

Однако когда всматриваешься в изображение, первое, что чувствуешь -  удивление: откуда?..

Откуда такая торжественность, красота и свет, если на картине нет ни одного луча солнца?..

Можно сказать, что картина поделена на две части. В первой преобладает что-то очень земное, а во второй же, наоборот, небесное.

Итак, на «земной» части картины, то есть на первом её плане — серые пеньки, кое-где виднеются перелески. Понятно, что день пасмурный, и поэтому всё тускло. Появляются и резкие цвета.

Вся «небесная» часть картины, наоборот молочно-фиолетового цвета, всю её застилает туман. Плохо виден противоположный берег Волги.

Укутанная туманом церковь преображает пейзаж, без неё он не был бы столь гармоничным и выразительным. Храм создаёт ощущение спокойствия и умиротворения. Первое, на что обращаешь внимание — это церковная колокольня. Кажется, что это центр картины, вся природа окружает именно её. 

Храм и природа как будто сливаются в единое целое, становятся неотъемлемой частью друг друга. Если убрать церковь из пейзажа, он потеряет всю свою удивительную атмосферу.

Некоторое время назад мне довелось побывать в том самом месте, где Левитан проводил много времени и где он очень много творил. Наверное, из-за этого, когда я вижу эту картину, мне очень и очень хочется попасть в тот самый золотой Плёс и опять почувствовать всё то, что когда-то произвело на меня такое яркое впечатление.