. : Берег Средиземного моря
. : Березовая роща
. : Весна – большая вода
. : Весной в лесу
. : Вечер на Волге
. : Вечер на пашне
. : Вечер. Золотой плёс
. : Владимирка
. : Дуб
. : Зимой в лесу
. : Золотая осень
. : Летний вечер
. : Март
. : Мостик. Саввинская слобода
. : Над вечным покоем
. : Озеро. Русь
. : Осенний день. Сокольники
. : Осень. Дорога в деревне
. : Первая зелень. Май
. : После дождя. Плёс
. : Свежий ветер
. : Солнечный день. Весна
. : Тихая обитель
. : У омута


Озеро. Русь

ТВОРЧЕСТВО

Озеро. Русь. 1895





Разноцветными огнями
Озеро блестит.

И.С. Никитин
«Утро на берегу озера»





    Картина Левитана Озеро (Русь) (1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) - последняя большая картина художника, над которой он работал долго и вдохновенно. Пожалуй, не для одной из работ он не сделал столько подготовительных этюдов и эскизов. Известно, что в процессе создания Озера художник не раз выезжал на этюды в Тверскую губернию, в места, некогда послужившие натурой для картины Над вечным покоем. Но в сравнении с последней в Озере слышится не траурная, но торжественно-мажорная музыка природы. К сожалению, эта картина, по свидетельству современников Левитана, уже спустя десять лет после прекращения работы художником (она осталась незавершённой) потемнела, местами пожухла и в большей мере утратила изначальные осиянность и яркость. Но и в её нынешнем состоянии Озеро (равно как и первый вариант картины, хранящийся в Третьяковской галерее) производит сильное впечатление своим светлым, праздничным звучанием, «перезвоном», объединяющим высокое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака, и чудное приволье синего озера, у ближнего берега которого зеленеет взволнованный свежим ветром тростник, а на дальних берегах виднеются деревни и возносящие главы к небу белые храмы и колокольни.

Владимир Петров

Широк водный простор озера, разнообразны его берега с их пашнями и лугами, с селениями и церквами, и торжественно великолепие каравана плывущих в небе пышных облаков. Во всем красота, изобилие, спокойная и свободная мощь. Это богатый и заселенный край, где природа дана обжитой, украшенной сооружениями людей. Это действительно не «частный вид», не изображение какого-то уголка природы, а образ целой страны.

Судя по желтизне деревьев и сжатых полей, это осень. Но освещение и облака смотрятся совсем летними. Художник сочетает изобилие и радость лета с осенним богатством красок - золото деревьев и синь воды с летней солнечностью осве­щения, чтобы обогатить, украсить свой образ родной страны, выразить зрительно полноту и богатство жизни.

Так может, а главное, должна, по замыслу художника, выглядеть природа в свои редкие «счастливые минуты», как сказали бы старые романтики начала прошлого века. И действительно, картина несет в себе момент некоей романтики в самой своей песенности и почти музыкальной звучности. Глядя на нее, вспоминаешь музыку Рахманинова.

Если в первоначальном эскизе изображение представляло собой преимущественно вид озера с берегом за ним, а небо смотрелось как фон, то в окончательном варианте небо с большим количеством словно догоняющих одно другое облаков играет уже куда более значительную роль, являясь отнюдь не только фоном. Прослеживая, как увеличивается количество облаков, как меняется их форма и их расположение, мы видим, что они начинают восприниматься все более как выплывающие из-за горизонта, движущиеся на нас и даже выходящие за раму картины. Верхнее большое темное облако уже наполовину скрылось за рамой, а спереди внизу видна тень от шедшего впереди него и ставшего невидимым облака. Тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равно­правное с изображением покрытых полями и оживленных постройками берегов и глади озера место. Она - важная часть пейзажного образа и средство его выразительности.

Изображение панорамно по охвату пространства. Широта пространства усиливается движе­нием облаков и их теней на земле.

Сложно и богато цветовое решение картины. В основе ее красочной гаммы лежит сочетание сине-голубых, коричнево-зеленых, желтых и, наконец, фиолетовых тонов. Картина написана в ярких и чистых цветах, и даже белые облака пишутся цветно: они желтоватые в осве­щенных и фиолетовые - в затененных частях. На берегах чередуются желто-коричневые и зеленые полосы сжатых полей и лугов, оранжево-коричневая листва деревьев, белые пятна церквей и красновато-коричневые дома. По светло-зеленому лугу движется темно-зеленая тень. Ярко-зеленая крыша звучным пятнышком выделяется над белыми стенами церкви, а их отражение эффектно играет в воде. Вода писана в сложном сочетании основного голубого цвета с синей рябью и разноцветными - фиолетовыми, зеленоватыми, сероватыми - отражениями берегов, об­лаков и теней от них. В изображении камышей мы видим также сложные соотношения желто-коричневых и зеленоватых тонов. Помещая желто-зеленые и коричневые - берега, покрытые полями и рощами, - в глу­бине, а холодные сине-голубые - воду и небо - спереди, Левитан, естественно, должен был как-то вывести на первый план теплые тона. Для этого он использует облако наверху, усиливает тени и отражения на воде и помещает на первом плане справа группу камыша.

Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обоб­щающими формы предметов. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо. 

Леви­тан пытается соединить монументальность и декоративность, обобщенность образа со сложность изображения, тонкостью переходов света и цвета, психологизмом.

Картина «Озеро» принадлежит к замечательным творениям Левитана, хотя он сам и остался ею не удовлетворенным. Полотно производит на нас непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы. Это -Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. Это -природа в своей шири и красоте, свидетельство того, что именно счастье и изобилие, а не бед­ность, смирение и страдания являются правдой жизни, ее нормой и естественным порядком вещей. Это то выражение в красоте природы веры в будущее, утверждение достойной человека жизни, которое мы видим в творчестве Левитана и в котором оно особенно близко и родственно творчеству его великого друга и современника А.П. Чехова. В своей «лебединой песне» Левитан вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство на протяжении всей жизни.

А.А. Фёдоров-Давыдов

Сочинение по картине ученика 6А Агазаде Шах

Свою большую последнюю картину художник Левитан назвал «Озеро. Русь». В картине широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине – солнце, ветер, несущиеся облака - пронизано ощущением счастья. Казалось, что художник хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет. Не бедность, не смирение и страдания - удел России, она вся – в будущем».

В картине действительно обобщено представление о родной земле, о торжественной и в то же время простой и ясной ее красоте. Спокойно и величественно большое озеро. По его уходящим берегам расположены крестьянские избы, пашни, погосты с белыми церквами и колокольнями, с кущами осенних берез. По небесной лазури медленно плывут гряды облаков, бесконечно возникающие из-за горизонта. И их ясно ощущаемый полет подчеркивает беспредельность русских просторов.

Художник в картине удивительным образом достигает динамичности состояния природы при, казалось бы, ничем не нарушаемом ее спокойствии. Перспективную глубину создает небо, точно найдены формы облаков, которые как бы выступают из «плоскости» неба; им противопоставлено отражение в воде, пересекаемое стремительными движениями ряби.

В картине художник особенно приближает чистый пейзаж к человеческой жизни. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж картины с ее торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением праздничного дня в деревне.