. : Счастье разговора с природой
. : Детство и годы ученичества
. : Первые успехи. Передвижные выставки
. : Саввинская слобода и Бабкино. Крым
. : Волга – источник вдохновения
. : Поездка за границу
. : Признанный мастер. Взлеты и падения
. : Последние годы жизни
. : Реалист или модернист?

БИОГРАФИЯ

Реалист или модернист?





На первую Мюнхенскую выставку  Левитана рекомендовал А. Н. Бенуа, и с этого, вероятно, времени начинается все более укрепляющаяся связь Левитана с кружком, из которого выросли сначала журнал, а затем и выставки «Мир искусства». В январе 1898 года Левитан участвовал шестью картинами на устроенной Дягилевым «Выставке русских и финляндских художников», которая была первым публичным выступлением этого кружка- кружка русских импрессионистов. В том же году Левитан, Несте­ров, Средин, Бенуа и Сомов думали устроить выставку в Москве. В следующем, 1899 году Леви­тан участвует на первой Международной выставке журнала «Мир искусства», а затем, в 1900-м,— на второй.

Когда начал выходить журнал «Мир искусства», на его страницах охотно воспроизводили работы Левитана, и со стороны Дягилева делалось все, чтобы перетянуть Левитана в числе других художников-передвижников на сторону новой художественной группировки. Но и в лагере пе­редвижников Левитана не могут не признавать, хотя и относятся к нему критически и порой с подозрением.

Но признаваемый в той или иной мере почти всеми, ценимый самыми различными художест­венными кругами, вполне материально обеспеченный, Левитан отнюдь не успокаивается и не удовлетворяется достигнутым. Напротив, он весь в поисках в эти последние годы своей жизни и колеблется между старыми традициями и новыми течениями.

Критикуя отсталые, консервативные тенденции в позднем передвижничестве и стремясь, по­добно Серову и Нестерову, к новому, передовому в искусстве, Левитан вместе с тем не разделял полностью позиций мирискусников. Нестеров писал в воспоминаниях о Левитане: «Нам было ясно, что ни там, ни тут мы были ,,не ко двору" ». Обоих отталкивали барское эстетство мир­искусников и рафинированная салонная утонченность их искусства. Вот почему, участвуя на выставках «Мира искусства», Левитан не порывал с передвижниками, как и Нестеров, продолжал там выставляться.

Когда вскоре после смерти Левитана Дягилев хотел устроить его посмертную выставку, Остроухов запротестовал, считая, что право устройства такой выставки остается за передвиж­никами, так как Левитан не перешел в «Мир искусства», а остался у передвижников и «вся его деятельность как художника протекла у передвижников».

Автопортрет. Конец 1890-х

Колебания Левитана объективно отражали переходное состояние творчества не только его, но и многих его современников, художников-москвичей. Нестеров вспоминает, что они с Леви­таном мечтали «уйти из обоих обществ» (Товарищества передвижников и «Мира искусства») и создать свое собственное, но смерть Левитана этому помешала.