. : Счастье разговора с природой
. : Детство и годы ученичества
. : Первые успехи. Передвижные выставки
. : Саввинская слобода и Бабкино. Крым
. : Волга – источник вдохновения
. : Поездка за границу
. : Признанный мастер. Взлеты и падения
. : Последние годы жизни
. : Реалиcn или модернист?

БИОГРАФИЯ


Первые успехи. Передвижные выставки



В марте 1877 года, в год, когда Левитан перешел в саврасовскую мастерскую, в Москву из Петербурга приезжает пятая передвижная выставка и, как обычно, располагается в здании училища. Перов добивается одновременного устроения выставки для учащихся.

Это первая в судьбе Левитана выставка. Газета "Русские ведомости", отмечая удачу пейзажей Куинджи, Шишкина, Саврасова,  упоминает и имя никому не известного Левитана:

"Пейзажист г-н Левитан выставил две вещи: одну – "Осень" и другую – "Заросший дворик". Дальше им дается высокая оценка: "Все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы; судя по этим двум картинам, нет сомнения, что задатки г-на Левитана весьма недюжинного характера".

Господин Левитан... А в это время юному живописцу – всего семнадцать лет.



Осенний день. Сокольники. 1879г.

     25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. Левитан представил свою картину "Осенний день. Сокольники", где женская фигура на картине написана Николаем Чеховым – братом Антона Павловича Чехова.

Незаурядность картины "Осенний день. Сокольники" отметили посетители выставки, где полотно экспонировалось и получило, пожалуй, высшую из возможных для художника в то время оценку – было приобретено П. М. Третьяковым, чутким любителем пейзажной живописи. Ему понравилась эта русская осень, написанная так задушевно. Он захотел познакомиться с молодым художником. Так в Третьяковскую галерею попала первая картина Левитана.

В 1879 году, когда была создана картина «Осенний день. Сокольники», Левитан был вынужден покинуть Москву в связи с тем, что после покушения на Александра II народовольца Соловьёва царская администрация свалила вину за эту акцию на евреев и начала кампанию их выселения из «первопрестольной». Некоторое время Левитан и семья его сестры, остро нуждаясь, жили под Москвой (в Салтыковской дачной местности), затем, в 1880 году, переехали в Останкино, лежавшее тогда за чертой города. И ещё долго молодому художнику приходилось, не имея постоянного местожительства, ютиться по дешёвым номерам в московских гостиницах. Чтобы заработать, Левитан много рисует для иллюстрированных журналов; в них же публикует свои рассказы Антон Павлович Чехов, тогда еще «Антоша Чехонте» и «Человек без селезенки».

Осенью 1882 года вместо Саврасова в училище пришел новый преподаватель – превосходный художник Василий Дмитриевич Поленов. С приходом Поленова все приободрились. Снова всей мастерской стали ездить за город на этюды. Поленов умел заинтересовать учащихся. В своих учениках он видел прежде всего "товарищей по делу". Человек щедрой души, искренний, горячий, он скоро стал другом своих учеников, их старшим товарищем. По словам одного из учеников Поленова, он буквально обожал Левитана, а Левитан на всю жизнь сохранил к Поленову нежную любовь и уважение.

К 1884 году Левитан, увлеченный творческой работой и уже сложившийся живописец, перестал посещать классы училища (в 1886 году он получил диплом «неклассного художника»)