БИОГРАФИЯПоследние годы жизни
В жизни Левитана 1895 год был одним из самых сложных и противоречивых. В этом году он испытывает страшнейшие припадки меланхолии и отчаяния, в один из которых он, в июне месяце, находясь в Горке и запутавшись в сложных отношениях с Турчаниновой и ее старшей дочерью, пытается покончить жизнь самоубийством. Он пишет о себе как о «больном, разбитом и физически и морально человеке», о том, что он «захандрил без меры и грани, захандрил до одури, до ужаса», что у него «такое страшное отчаяние, до которого... еще никогда не доходил». Такими приступами меланхолии Левитан страдал всю жизнь и вечно жаловался на тоску и бессмысленность своего существования. В основе этого лежала как болезнь сердца, так и все развивавшаяся неврастения. Теперь эти тяжелые переживания стали особенно острыми, и припадки участились. Трудно сказать, да и не особенно важно выяснять, в какой мере играли тут роль личные сердечные дела и трудности расставания с Кувшинниковой, история с дочерью Турчаниновой, влюбившейся в Левитана, и т. д. Не особенно важно выяснять все это потому, что эти тяжелые личные переживания и жалобы Левитана мало отражались в это время на его творчестве.
Как раз наоборот, в год, который отмечен этими ужасными приступами тоски и меланхолии, Левитан создает замечательные, полные светлой радости жизни полотна «Март», «Весна. Последний снег», «Золотая осень» и «Свежий ветер. Волга». Одно из самых светлых, жизнерадостных полотен Левитана «Март» писано в том самом месяце, в начале которого Левитан сообщал Третьякову, что у него «нервы так разбиты, что даже как-то трудно обсудить будущее», а в конце - А. В. Средину о том, что он разбит и физически и морально. В последние годы жизни Левитан был уже всеми признанным художником. Это не значит, что его и теперь не критиковали, особенно за новые, смелые поиски. Но все это уже, как мы видели, проходило на фоне признания его заслуг и выдающегося места в современной русской пейзажной живописи. Его имя начинают упоминать в ряду лучших молодых художников. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году Левитан был представлен восемнадцатью работами, начиная со сравнительно ранних («Первая зелень. Май», «Вечер на Волге», 1888). Это был как бы показ творчества большого, уважаемого художника в его развитии, как бы некоторое подведение итогов. Левитан сам это видел, побывав на выставке. Наряду с показом картин Левитана на всероссийской арене отметим в том же 1896 году его первое выступление за рубежом на выставках Мюнхенского художественного общества, одного из крупнейших в Западной Европе. Выставив здесь три работы - «Гроза», «Пасмурный день» и «Гумно», - Левитан был хорошо принят и уже на следующий год избран действительным членом Общества. На выставке 1898 года были «Летняя ночь», «Над вечным покоем», «Сентябрьский день», «Осень», «Последний снег», «Золотая осень. Слободка» и «На Севере». В 1899 году на выставке фигурировали его полотна «Стога» («Поздняя осень»), «Тишина» («Сумерки»), и снова с большим успехом. Наконец, в 1900 году его картины «Лунная ночь. Большая дорога», «Весна» («Озеро»), «Осень» и «Ранняя весна» экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Это было уже европейское признание его искусства. В марте 1898 года Левитану присваивается звание академика живописи, а с осени того же года он начинает преподавать в Московском Училище живописи. Хорошо поставленное училище становится главным центром художественной жизни Москвы. С 1898 г. Исаак Ильич руководит пейзажным классом, проявляя себя и как замечательный педагог. На двадцать восьмой передвижной выставке были приняты работы двух его учеников – Петра Петровичева и Николая Сапунова. "Сегодня еду в Питер...– мои ученики дебютируют на передвижной. Больше чем за себя трепещу!" – писал он Чехову. Картины учеников имели успех. Их признало и приняло в свои ряды старшее поколение передвижников. Художественным свидетельством глубокого восхищения благородством и обаянием личности Левитана становится замечательный портрет живописца, исполненный в 1893 году во многом близким ему Серовым, сумевшим запечатлеть изящество облика пейзажиста, глубину взгляда его бархатных глаз, в которых читаются ясный ум и душевная ранимость. Жизнь Исаака Ильича Левитана преждевременно оборвалась на самом рубеже XIX и XX столетий, он как бы подытожил в своем творчестве многие лучшие черты русского искусства прошлого века. Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов. Счастье художника, пропевшего свою песню, сумевшего поговорить с пейзажем наедине, осталось с ним и отдано людям.
|