. : Счастье разговора с природой
. : Детство и годы ученичества
. : Первые успехи. Передвижные выставки
. : Саввинская слобода и Бабкино. Крым
. : Волга – источник вдохновения
. : Поездка за границу
. : Признанный мастер. Взлеты и падения
. : Последние годы жизни
. : Реалист или модернист?

БИОГРАФИЯ

Детство и годы ученичества


Документальных данных по биографии Левитана сохранилось немного. Его личный архив  был уничтожен по его распоряжению братом  Адольфом незадолго до смерти художника. Так погибли среди других неоценимые по интересу и значению письма к Левитану Чехова, Серова, Нестерова, Третьякова и других.  Это биография художника, с детства испытывавшего нужду, учившегося «на медные деньги», силой таланта, ценою жестоких лишений и тяжкого труда достигшего успеха и признания своего творчества.  Первые биографы Левитана, к счастью,  записали воспоминания о нем его родных, друзей и современников. Кое-что сохранилось в воспоминаниях брата и сестры А. П.


В музее в Плёсе

Будущий живописец родился 18 (30) августа 1860 года на западной окраине России в местечке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалёку от известного пограничного пункта Вержболово) в интеллигентной еврейской семье. Его дед был раввином местечка Кейданы (Кайданово) Ковенской губернии. Отец художника также в своё время учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне просветительских и ассимиляционных стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х - начала 1860-х гг.), отказался от пути религиозного служения. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а одно время работал переводчиком, кассиром и контролёром на приграничных железнодорожных станциях.

К сожалению, о детских годах Левитана, столь важных для понимания личности художника, сохранилось чрезвычайно мало сведений. Но, по-видимому, несмотря на скудность средств (кроме Исаака в семье было ещё две дочери и сын), в доме Левитанов царила благоприятная для духовного развития детей атмосфера любви и домашнего тепла. Отец художника не только стремился всеми силами обеспечить семье относительный достаток, но и сам обучал их (первоначальное образование Исаак получил дома), а в самом конце 1860-х годов перевёз семью  в Москву, чтобы обеспечить детям возможность выйти в люди.

После переезда семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, которые давал отец. Тем не менее родители чутко отнеслись к увлечению своих сыновей искусством, проявившемуся уже в ранние годы, и не возражали, когда сначала, в 1870 году, старший сын Авель (Адольф), а затем, в 1873 году, и двенадцатилетний Исаак выразили желание стать художниками и поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Принятый в так называемый оригинальный класс, в котором начинающие копировали в качестве образцов чужие рисунки («оригиналы»), он через год, в сентябре 1874 года, переводится в следующий, головной класс, а в сентябре 1875 года - в фигурный класс рисования с гипсов. В сентябре 1876 года Левитан переводится в натурный класс, которым руководил Василий Григорьевич Перов. Вскоре он попадает в пейзажный класс (мастерскую) Саврасова.

Исаак был талантлив и начал получать награды за «первые номера по художественным занятиям». Но счастье было непродолжительным: в 1875 году умерла мать художника, два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Вскоре Левитана исключают за неуплату очередного взноса из училища, и лишь только благодаря друзьям-студентам, которые собрали необходимую сумму, он возвращается к занятиям.

Через некоторое время совет преподавателей из училища постановляет освободить от платы за учение воспитанника Левитана, как «оказавшего большие успехи в искусстве», и назначить ему небольшую стипендию.



Конец 70-х. Фото

Левитану шел семнадцатый год, когда он перешел в натурный класс, Перов, один из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, был превосходным художником и очень хорошим преподавателем. Бережно, любовно и вместе с тем очень требовательно относился он к своим ученикам. Ученики часто бывали у него на квартире в его мастерской - он жил в училище. В этой мастерской происходили интересные беседы, шли жаркие споры об искусстве, о мастерстве художника, о картинах очередной передвижной выставки, которую привозили из Петербурга в Москву и устраивали обычно в здании училища.

В натурном классе на занятиях бывал иногда художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Он был дружен с Перовым. Оба были передвижниками, оба любили свою преподавательскую работу. Когда однажды Саврасов, давно привечавший талантливого подростка, взял его в свою мастерскую, Левитан был счастлив. Его мечта исполнилась!



А.К. Саврасов. Фото

Оценив незаурядные способности, искренность и поэтичность вечно нуждающегося, почти нищего Левитана, Саврасов, опираясь на поддержку Перова, стремился материально хоть как-то облегчить его положение. Пожалуй, Левитану чаще, чем кому бы то ни было из учащихся, выдавали, пусть скудные, денежные пособия, краски и другие художественные принадлежности, а на четвёртом году обучения его рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукого. Но средств все равно не хватало.

Товарищ Левитана по училищу, Михаил Нестеров, вспоминал, что «на редкость красивый мальчик, похожий на нищих детей итальянцев, с алым цветком в кудрявых волосах, сильно нуждался, про него ходило в школе множество полуфантастических рассказов… Сказывали, что он не имел иногда и ночлега. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал и прятался в верхнем этаже старого дома Юшкова. Здесь когда-то, при Александре I, собирались масоны, позднее этот дом смущал москвичей «страшными привидениями», потом там располагалось училище живописи. Выждав последний обход училища солдатом Землянкиным, прозванным «нечистая сила», Левитан оставался один коротать ночь в тепле и мечтать о нежно любимой природе».

Любовь к природе была присуща художнику с детства. Родственники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать закат, а когда наступала весна, «совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город».

Эта любовь к природе объединила учителя и ученика - Саврасова и Левитана. Саврасов тоже страстно любил природу. Каждую весну наступал день, когда учащиеся его мастерской в первый раз после долгой зимы отправлялись с ним за город. Обычно это бывало в конце марта - в месяц, когда прилетали грачи. Уроки Саврасова были благоприятны для многих учеников, но именно в Левитане он нашел наиболее родственную душу, и не случайно говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива».