БИОГРАФИЯСаввинская слобода и Бабкино. Крым
Весной 1884 года Левитан вместе со своим товарищем В.В. Переплетчиковым уезжает в Саввинскую слободу под Звенигородом. Проведенное здесь лето было полно плодотворного труда. В своих Саввинских работах он делает существенный шаг вперед в овладении пленэрной живописью. Пленэрные достижения работ в Саввинской слободе летом 1884 года были продолжены и развиты в этюдах с натуры летом 1885 и 1886 годов в окрестностях Нового Иерусалима, на реке Истре, в деревне Максимовке и в имении Киселевых - Бабкине, где в это же время жило семейство Чеховых. Мария Павловна Чехова, описывая веселую, молодую, полную смеха и «всякого дурачества» жизнь в Бабкине, свидетельствует, что «все это, однако, не мешало Левитану работать, как не мешало и Антону Павловичу писать...». «Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал, и стены его «курятника» быстро покрывались рядами превосходных этюдов». Вероятно, это так, и, конечно, далеко не все «бабкинские» этюды дошли до нас. Их сохранилось сравнительно немного. Весной 1885 года, когда он поселился в Максимовке, он испытывал те острые приступы меланхолии, которые мучили его и позже и приводили к попыткам самоубийства. В письме А. П. Чехова к Н. А. Лейкину от 9 мая читаем: « Со мной живет художник Левитан (не тот, а другой - пейзажист), ярый стрелок. Он-то и убил зайца. С беднягой творится что-то недоброе. Психоз какой-то начинается.. . Хотел вешаться... Взял я его с собой на дачу и теперь прогуливаю. .. ». В июне Левитан уехал в Москву и там заболел, о чем и сообщил Чехову в письме от 23 июня. В сентябре Левитан снова гостит у Чеховых в Бабкине и пишет картинку, изображающую бабкинскую усадьбу. Весной следующего года он едет в Крым, откуда возвращается в мае, и лишь в июне - июле мы видим его снова в Бабкине. Затем он уезжает с С.П. Кувшинниковой и А. С. Степановым в Саввинскую слободу. Наконец, третий раз мы находим его в Бабкине летом 1887 года, по возвращении из первой поездки на Волгу. Но он снова живет здесь недолго и уезжает сначала в Жуковку к Поленову, а затем в излюбленную им Саввинскую слободу. Таким образом, так называемый «бабкинский период» Левитана складывается из отрывков в несколько месяцев в течение трех лет. Мы увидим далее, что главные события в творческой биографии Левитана этих лет и созданные им произведения не связаны с Бабкиным. Тем не менее в личной биографии Левитана несколько месяцев первой его жизни в Бабкине действительно играют важную роль, и их-то и надо подразумевать собственно под «бабкинским периодом». Это время, когда здесь завязалась его сердечная дружба с А. П. Чеховым. Левитан сначала познакомился и подружился с его братом Николаем Чеховым. Они даже одно время жили вместе в «Восточных номерах» на Садовой-Спасской близ Красных ворот. Об их тесных связях свидетельствует и то, что Николай Чехов написал женскую фигурку в картине Левитана «Осенний день. Сокольники». Через Николая Левитан и познакомился с семейством Чеховых. Он бывал у них в доме, а Мария Павловна встречалась с Левитаном, заходя к Николаю. В Бабкине это знакомство перешло в тесные дружеские отношения. Из воспоминаний Марии Павловны и Михаила Павловича, из писем самого Антона Павловича мы знаем о тех забавах и проказах, о тех охотничьих и рыболовных увлечениях, которыми полна была жизнь в Бабкине. Оставляя в стороне противоречивую сложность отношения Чехова к Левитану в Бабкине, в котором дружеская заботливость, с какой он « прогуливает » хандрившего Левитана, переселяет его в Бабкино, поближе к себе, странно сочетается с переходящими порой границы шутками, следует отметить, что это действительно было начало большой дружбы на всю жизнь. В это время и художник и писатель - оба переживали переломный период, вступали в большое творчество, когда для Левитана закончился период ученичества, а для Чехова - период мелкого юмора, когда один начинал уже складываться в большого пейзажиста, а другой из Антоши Чехонте становился писателем А. П. Чеховым. Оба они оказывали друг на друга благотворное влияние. Это было и обогащавшее каждого восприятие писателем живописного, а живописцем - литературного искусства, в частности в отношении к природе и к ее образному освоению и отображению. Левитан в эти годы написал маслом этюдный портрет А. П. Чехова (1885-1886, Гос. Третьяковская галерея). Сравнивая его с одновременным портретом Чехова, сделанным его братом Николаем, нельзя не отдать предпочтение работе Левитана. Его портрет не только свободнее и живее сухой работы Н. Чехова, но и гораздо выразительнее. Сам образ молодого Чехова, какой-то несколько брюзгливый у Николая, у Левитана симпатичнее и лиричнее. В лице писателя Левитан передал одухотворенность, ищущую устремленность. В те же годы, очевидно, исполнен был Левитаном и акварельный автопортрет. Он шире по манере и психологичнее. Левитану хорошо удалось выразить свою собственную натуру. Мы читаем печать глубоких раздумий на его лице, в пристальных глазах затаилась печаль. Поставленные рядом, эти два облика молодых людей -писателя и художника — обнаруживают какое-то внутреннее сродство, сходство душевной глубины и мягкости: в них есть обаяние юности с ее поисками и большой внутренней душевной работой. Эти два портрета дают нам в совокупности образ «молодого человека» той эпохи, ее человеческий идеал. Они позволяют лучше понять ту внутреннюю, духовную близость, которая и связала навсегда Левитана и Чехова большой человеческой дружбой. В это же время судьба сводит художника с интересным человеком – это был Савва Мамонтов... Купец, богач решил создать свою частную оперу и... открыл новую страницу в создании оригинальных спектаклей, вошедших в историю развития русской национальной культуры... Первенцем была "Русалка" Даргомыжского, ею был обозначен сезон. Мамонтов пригласил Левитана вместе с Виктором Васнецовым писать декорации. В ту "театральную зиму" Левитан написал три декорации к опере Глинки "Жизнь за царя" (первое название оперы Глинки "Иван Сусанин"), исполнил несколько декораций по эскизам Поленова, по эскизу Виктора Васнецова написал декорации к "Снегурочке" и подводное царство к опере Даргомыжского "Русалка". Это были по–настоящему талантливые картины. Для молодого Левитана театр был лишь эпизодом, не более, но заработки дали возможность осуществить поездку в Крым, где в течение двух месяцев создал несколько десятков этюдов, ставших новым словом в художественном освоении края. Крымские этюды шли нарасхват, пейзажист обретал известность. Очень понравились крымские этюды Левитана Поленову, и когда он позднее был в Крыму, то писал из Ялты: "Чем больше я хожу по окраинам Ялты, тем больше оцениваю наброски Левитана". Работа в Крыму на пленэре много дала Левитану, способствовала обогащению его палитры, развитию у него чувства цвета. Пробыв в Крыму около трех месяцев и написав ряд превосходных этюдов, Левитан, обогащенный новыми впечатлениями, с охотой вернулся к близким ему мотивам подмосковной природы, сначала в Бабкине, а осенью снова в Саввинской слободе. Но из Крыма он действительно привез «целую выставку», приблизительно шестьдесят этюдов, из которых тридцать один был выставлен в том же 1886 году на VI Периодической выставке. Чехов отзывался о них как о «замечательных (по мнению знатоков)». Нестеров в своих воспоминаниях пишет: «Этюды были раскуплены в первые же дни, и надо сказать, что до их появления никто из русских художников так не почувствовал, не воспринял нашу южную природу с ее морем, задумчивыми кипарисами, цветущим миндалем и всей элегичностью Древней Тавриды. Левитан как бы первый открыл красоты Южного берега Крыма».
|