. : Счастье разговора с природой
. : Детство и годы ученичества
. : Первые успехи. Передвижные выставки
. : Саввинская слобода и Бабкино. Крым
. : Волга – источник вдохновения
. : Поездка за границу
. : Признанный мастер. Взлеты и падения
. : Последние годы жизни
. : Реалист или модернист?

БИОГРАФИЯ


Саввинская слобода и Бабкино. Крым




Мостик. Саввинская слобода. 1884г.

Весной 1884 года Левитан вместе со своим товарищем В.В. Переплетчиковым уезжает в Саввинскую слободу под Звенигородом. Проведенное здесь лето было полно плодотворного труда. В своих Саввинских работах он делает существенный шаг вперед в овладении пленэрной живописью.

Пленэрные достижения работ в Саввинской слободе летом 1884 года были продолжены и развиты в этюдах с натуры летом 1885 и 1886 годов в окрестностях Нового Иерусалима, на реке Истре, в деревне Максимовке и в имении Киселевых - Бабкине, где в это же время жило семейство Чеховых.  Мария Павловна Чехова, описывая веселую, молодую, полную смеха и «всякого дура­чества» жизнь в Бабкине, свидетельствует, что «все это, однако, не мешало Левитану работать, как не мешало и Антону Павловичу писать...». «Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал, и стены его «курятника» быстро покрывались рядами превосходных этю­дов». Вероятно, это так, и, конечно, далеко не все «бабкинские» этюды дошли до нас. Их сохранилось сравнительно немного.

 Весной 1885 года, когда он поселился в Максимовке, он испытывал те острые приступы меланхолии, которые мучили его и позже и приводили к попыткам самоубийства. В письме А. П. Чехова к Н. А. Лейкину от 9 мая читаем: « Со мной живет художник Левитан (не тот, а другой - пейзажист), ярый стрелок. Он-то и убил зайца. С беднягой творится что-то недоброе. Психоз какой-то начинается.. . Хотел вешаться... Взял я его с собой на дачу и теперь прогуливаю. .. ».

В июне Левитан уехал в Москву и там заболел, о чем и сообщил Чехову в письме от 23 июня. В сентябре Левитан снова гостит у Чеховых в Бабкине и пишет картинку, изображающую бабкинскую усадьбу. Весной следующего года он едет в Крым, откуда возвращается в мае, и лишь в июне - июле мы видим его снова в Бабкине. Затем он уезжает с С.П. Кувшинниковой и А. С. Сте­пановым в Саввинскую слободу. Наконец, третий раз мы находим его в Бабкине летом 1887 года, по возвращении из первой поездки на Волгу. Но он снова живет здесь недолго и уезжает сначала в Жуковку к Поленову, а затем в излюбленную им Саввинскую слободу.

Таким образом, так называемый «бабкинский период» Левитана складывается из отрывков в несколько месяцев в течение трех лет. Мы увидим далее, что главные события в творческой биографии Левитана этих лет и созданные им произведения не связаны с Бабкиным. Тем не менее в личной биографии Левитана несколько месяцев первой его жизни в Бабкине действи­тельно играют важную роль, и их-то и надо подразумевать собственно под «бабкинским периодом».

 Это время, когда здесь завязалась его сердечная дружба с А. П. Чеховым. Левитан сначала познакомился и подружился с его братом Николаем Чеховым. Они даже одно время жили вместе в «Восточных номерах» на Садовой-Спасской близ Красных ворот. Об их тесных связях свидетельствует и то, что Николай Чехов написал женскую фигурку в картине Левитана «Осенний день. Сокольники». Через Николая Левитан и познакомился с семейством Чеховых. Он бывал у них в доме, а Мария Павловна встречалась с Левитаном, заходя к Николаю. В Бабкине это знакомство перешло в тесные дружеские отношения. Из воспоминаний Марии Павловны и Михаила Павловича, из писем самого Антона Павловича мы знаем о тех забавах и проказах, о тех охотничьих и рыболовных увлечениях, которыми полна была жизнь в Бабкине.  Оставляя в стороне про­тиворечивую сложность отношения Чехова к Левитану в Бабкине, в котором дружеская за­ботливость, с какой он « прогуливает » хандрившего Левитана, переселяет его в Бабкино, поближе к себе, странно сочетается с переходящими порой границы шутками, следует отметить, что это действительно было начало большой дружбы на всю жизнь. В это время и художник и писа­тель - оба переживали переломный период, вступали в большое творчество, когда для Левитана закончился период ученичества, а для Чехова - период мелкого юмора, когда один начинал уже складываться в большого пейзажиста, а другой из Антоши Чехонте становился писателем А. П. Чеховым.

Оба они оказывали друг на друга благотворное влияние. Это было и обогащавшее каждого восприятие писателем живописного, а живописцем - литературного искусства, в частности в отношении к природе и к ее образному освоению и отображению.

Этюд 1885-86. А.П. Чехов

Левитан в эти годы написал маслом этюдный портрет А. П. Чехова (1885-1886, Гос. Третьяков­ская галерея). Сравнивая его с одновременным портретом Чехова, сделанным его братом Нико­лаем, нельзя не отдать предпочтение работе Левитана. Его портрет не только свободнее и живее сухой работы Н. Чехова, но и гораздо выразительнее. Сам образ молодого Чехова, какой-то несколько брюзгливый у Николая, у Левитана симпатичнее и лиричнее. В лице писателя Левитан передал одухотворенность, ищущую устремленность. В те же годы, очевидно, исполнен был Левитаном и акварельный автопортрет. Он шире по манере и психологичнее. Левитану хорошо удалось выразить свою собственную натуру. Мы читаем печать глубоких раздумий на его лице, в пристальных глазах затаилась печаль. Поставленные рядом, эти два облика молодых людей -писателя и художника — обнаруживают какое-то внутреннее сродство, сходство душевной глубины и мягкости: в них есть обаяние юности с ее поисками и большой внутренней душевной работой. Эти два портрета дают нам в совокупности образ «молодого человека» той эпохи, ее чело­веческий идеал. Они позволяют лучше понять ту внутреннюю, духовную близость, которая и связала навсегда Левитана и Чехова большой человеческой дружбой.

В это же время судьба сводит художника с интересным человеком – это был Савва Мамонтов... Купец, богач решил создать свою частную оперу и... открыл новую страницу в создании оригинальных спектаклей, вошедших в историю развития русской национальной культуры... Первенцем была "Русалка" Даргомыжского, ею был обозначен сезон. Мамонтов пригласил Левитана вместе с Виктором Васнецовым писать декорации.

В ту "театральную зиму" Левитан написал три декорации к опере Глинки "Жизнь за царя" (первое название оперы Глинки "Иван Сусанин"), исполнил несколько декораций по эскизам Поленова, по эскизу Виктора Васнецова написал декорации к "Снегурочке" и подводное царство к опере Даргомыжского "Русалка". Это были по–настоящему талантливые картины.

Для молодого Левитана театр был лишь эпизодом, не более, но заработки дали возможность осуществить поездку в Крым, где в течение двух месяцев создал несколько десятков этюдов, ставших новым словом в художественном освоении края. Крымские этюды шли нарасхват, пейзажист обретал известность. Очень понравились крымские этюды Левитана Поленову, и когда он позднее был в Крыму, то писал из Ялты: "Чем больше я хожу по окраинам Ялты, тем больше оцениваю наброски Левитана". Берег моря. Крым. 1886

Работа в Крыму на пленэре много дала Левитану, способствовала обогащению его палитры, развитию у него чувства цвета. Пробыв в Крыму около трех месяцев и написав ряд превосходных этюдов, Левитан, обогащенный новыми впечатлениями, с охотой вернулся к близким ему моти­вам подмосковной природы, сначала в Бабкине, а осенью снова в Саввинской слободе. Но из Крыма он действительно привез «целую выставку», приблизительно шестьдесят этюдов, из которых тридцать один был выставлен в том же 1886 году на VI Периодической выставке. Чехов отзывался о них как о «замечательных (по мнению знатоков)». Нестеров в своих воспоминаниях пишет: «Этюды были раскуплены в первые же дни, и надо сказать, что до их появле­ния никто из русских художников так не почувствовал, не воспринял нашу южную природу с ее морем, задумчивыми кипарисами, цветущим миндалем и всей элегичностью Древней Тавриды. Левитан как бы первый открыл красоты Южного берега Крыма».