. : Счастье разговора с природой
. : Детство и годы ученичества
. : Первые успехи. Передвижные выставки
. : Саввинская слобода и Бабкино. Крым
. : Волга – источник вдохновения
. : Поездка за границу
. : Признанный мастер. Взлеты и падения
. : Последние годы жизни
. : Реалист или модернист?

БИОГРАФИЯ


Волга – источник вдохновения




После дождя. Плёс. 1889г.

Ранней весной 1887 года Левитан уехал на Волгу. Он знал ее по стихам Некрасова, по картинам Саврасова, Репина, Васильева, по рассказам друзей–художников. Несколько раз собирался на Волгу, но все не было денег.

Он поселился в Васильсурске, но спускался и ниже по реке до Самары. Весна в том году выдалась холодная и дождливая. Волга встретила художника неприветливо. Он пишет оттуда Чехову: «Разочаровался я чрезвычайно. Ждал я Волги, как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль, не уехать ли обратно?». И действительно, он пробыл на Волге недолго, и летом мы находим его уже в Бабкине у Чеховых, а затем в Жуковке на Клязьме у Поленовых.

Волжская природа с ее просторами, с широким водным пространством вначале как будто бы даже напугала и, во всяком случае, смутила Левитана. Но вместе с тем она произвела на него очень большое впечатление, вошла в его душу и властно потребовала понять себя. На другой год Левитана снова потянуло на Волгу, и так он ездил туда в течение четырех лет, с 1887 по 1890 год, постепенно овладевая новыми для него мотивами и впечатлениями, художественно осознавая волжскую природу. Он будет ездить на Волгу до тех пор, пока не возьмет от нее все, что ему нужно, пока не исчерпает своих переживаний в ряде картинных образов.

Весной 1888 года Левитан снова поехал на Волгу, на этот раз вместе с С. П. Кувшинниковой и А. С. Степановым. Сохранился рассказ Кувшинниковой об этой поездке, записанный в свое время С. Глаголем. По этому рассказу, они «уехали в Рязань, сели на пароход и пустились вниз по Оке. Попробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились... Спустились до Нижнего, перебрались на другой пароход и стали подниматься по Волге, но все как-то не тянуло нигде пристать... Наконец добрались до Плёса, и он сразу нас обворожил. Мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим».

С.П. Кувшинникова. 1888

Здесь, в Плёсе, вероятно, написал Левитан портрет С. П. Кувшинниковой, датированный им самим 1888 годом (Музей-квартира И. И. Бродского в Ленинграде). Портрет не отличается высокими живописными качествами, написан довольно сухо и слабо скомпонован. Портрет не был делом Левитана, и вряд ли он когда-нибудь ставил перед собой специально портретные задачи. Левитан просто запечатлел любимую женщину и товарища, вероятно, здесь, в Плёсе, особенно остро переживая любовь, чему способствовала вся обстановка, недаром так сохранившаяся в памяти самой Кувшинниковой. Любовь и согревает изображение. Благодаря ей Левитану удалось передать то своеобразное очарование, которым безусловно обладала эта не слишком красивая и уже не молодая женщина. При этом Левитан не идеализирует свою натуру, а очень правдиво и естественно ее изображает. И как раз это заставляет зрителя пристальнее всматриваться в своеобразные черты лица Кувшинниковой, в его какую-то милую задумчивость и пренебречь не слишком живой и выразительной позой.

Плёс на Волге близ Костромы был тихим, милым и приветливым, расположенным на высоком берегу городком. Волга здесь была очень красива со своими далями, раскрывавшимися с высокого берега, особенно с горки, ставшей одним из любимых Левитаном мест в городке и с тех пор носящей его имя. Окрестности Плёса и сейчас радуют спокойной красотой своей типично русской природы. Речные дали особенно прекрасны ранним утром или при вечерних зорях, а на высоком берегу - березовые рощи и ширь полей. Это настоящее царство берез, которые растут здесь сильно и привольно то в одиночку, то целыми семьями с тремя-пятью стволами от одного корня. Все ласкает душу своей спокойной светлой и безмятежной красотой цветущего лета, а в ненастную погоду щемит душу серая вода, низкое, нависшее, покрытое тучами небо, мокрые взлохмаченные деревья и кусты. Рай для пейзажиста. Здесь особенно ясно выступают и становятся близкими и понятными типические мотивы, само выражение природы среднерусской полосы, ибо раскинулась она здесь привольно и обильно. Не удивительно, что Плёс так привлек Левитана и на ряд лет стал излюбленным местом его летней жизни и работы. Здесь он живет следующее лето, сюда возвращается в 1890 году дорабатывать то, что приглянулось ему и было набросано им неподалеку, в Юрьевце..

Дом-музей И.И. Левитана в Плёсе

Художник жил в доме купца Солодовникова, где сейчас и расположен музей. В комнатах 2–го этажа, предназначенных, по традиции, для гостей, воспроизведена обстановка того времени, когда здесь жил Левитан. В небольшой комнате – мягкие стулья, кресло, софа, старинные часы, на столе – керосиновая лампа с фигурным стеклянным абажуром. Окна комнаты выходят на Волгу, с такой любовью изображенную художником. Во дворе дома Солодовникова Левитан создал одну из самых трогательных картин – «Ветхий дворик». Любимым местом прогулок художника была Петропавловская гора, ныне гора Левитана. Тогда на краю горы стояла старинная кладбищенская часовня XVI в. Пленившись видом на эту часовню с парохода, художник и сделал остановку в городе. Чуть ли не каждый вечер поднимался Левитан на эту горку, чтобы полюбоваться панорамой Плеса, высоким силуэтом колокольни зареченской Варваринской церкви, улочками рыбной слободы. Так создавалась поэтичная картина «Вечер. Золотой Плес.» На переднем плане – купеческий дом, в котором в 1889 г. и была мастерская Левитана. Художник часто гулял по живописным берегам быстрой лесной речки Шохонки, которая на ключах была запружена мельничными плотинами, образовывавшими небольшие водоемы. Ближе к городу эта речка с прозрачной холодной ключевой водой бежала по чудесной долине, разделяющей две горы: Соборную и Петропавловскую, уже упоминавшуюся.

Панорама Волги. Плёс

Левитану принадлежит честь носить звание первооткрывателя Плеса для русского зрителя. Этому скромному и тихому волжскому городку довелось стать живым свидетелем творческого взлета и начала немеркнущей славы художника. Именно Плесу 27–летний Левитан, постоянно терзаемый неуверенностью и сомнениями в своем таланте, обязан сошедшему на него вдохновению, явившейся способности воспринимать и передавать силу пространства. Здесь сложился особый характер левитановской живописи с ее поэтичностью и мажорностью, широтой письма и тонкой нюансированностью. За три посещения Плеса (в 1888, 1889 и 1890 гг., всякий раз – летом) Левитан создал почти 200 полных лирической красоты картин и этюдов, украшающих собрания Третьяковской галереи, Русского музея и многих других картинных галерей. В Плесе и под его впечатлением созданы общепризнанные шедевры: «Вечер на Волге» (1888 г.), «Вечер. Золотой Плес.» (1889 г.), «После дождя. Плес.» (1889 г.), «Тихая обитель.» (1890 г., рисунок), «Березовая роща» (1889 г.), «Свежий ветер. Волга.» (1890 г.).

Интересно, что друг Левитана Антон Павлович Чехов, никогда не бывавший в Плесе, опосредованно оказался связанным с ним крепкими узами. В рассказе «Попрыгунья», основой для создания которого послужила реальная история любви И. Левитана и С. Кувшинниковой, действие, в частности, происходит и в волжском городе, где они остановились для своих художественных трудов. Чехов описывает и Волгу, и заштатный город так, будто история разворачивается перед его глазами.

"Плес открыл Левитана..." – так говорили многие. Но и художник "открыл" никому не ведомый до него уголок. "Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил Левитан с Волги",– говорил Нестеров.

К концу 1888 года открылась выставка Московского общества любителей художеств. На этой выставке представлено было десять работ Левитана и среди них "Вечер на Волге". А через несколько дней в Москву приехала семнадцатая передвижная выставка, и Левитан показал картину "Пасмурный день на Волге". Критика обошла молчанием обе эти картины Левитана, и только немногие друзья–художники и знатоки понимали, как вырос, возмужал талант Левитана в те несколько месяцев, которые он провел на Волге.

"Вечер на Волге" и еще несколько картин Левитана купил Павел Михайлович Третьяков.

Когда же выставка переехала в Москву, то о картинах Левитана заговорили иначе. Они имели успех и у художников, и у публики. "Левитан впервые достигает всеобщего признания и становится первым русским пейзажистом". Позднее в историю искусства Левитан войдет как создатель «пейзажа настроения».


Тихая обитель. 1890г.

Свою "большую картину" Левитан написал в Плёсе. Картину Левитан назвал "Тихая обитель". Это одна из лучших картин Левитана. Когда "Тихая обитель" появилась на девятнадцатой передвижной выставке, Чехов писал сестре: "Был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор... успех у Левитана не из обыкновенных".

Характерно, что о картине «Тихая обитель» в «Русских ведомостях» впервые писалось еще до появления ее в Москве в рецензии на петербургскую Передвижную выставку, и, таким образом, москвичи были подготовлены к встрече с картиной.

Это был действительно крупный успех. «Тихая обитель» принесла Левитану общее признание. Отныне он знаменитый пейзажист, которого ценят и охотно принимают на выставки. С марта 1891 года он становится из экспонента членом ТПХВ. Его полотна покупают, и он приобретает прочное материальное положение. Еще в 1889 году молодой С. Т. Морозов, промышленник, любитель живописи, сам ею дилетантски занимавшийся, бравший уроки у Левитана, предоставляет художнику возможность работать в своей прекрасной мастерской в Трехсвятительском переулке на Покровском бульваре. Теперь, в 1891 году, Левитан в ней поселяется и живет здесь до самой своей смерти. Покончено наконец с нуждой и скитальчеством по всякого рода меблированным комнатам. К этому времени относится сохраненный воспоминаниями современников облик Левитана как «изящного человека» (Головин), прекрасно одетого, пользующегося таким успехом у женщин (Нестеров), с «типическим обликом художника» (Щепкина-Куперник), понимающего и ценящего красоту во всем в жизни, как и в природе.