|
Критика
Литературные источники образа Плюшкина — образы скупцов у Мольера, Шейлок Шекспира, Гобсек Бальзака, барон Пушкина. Жизненным прототипом образа Плюшкина, вероятно, явился историк М. Погодин. Гоголь начал писать главу о Плюшкине в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада Плюшкина. Фамилия Плюшкин — парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка — символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка — противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию Плюшкина. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью Плюшкина, тождествен метафорическому смыслу его фамилии. Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у Плюшкина превращается в противоположность — «в гниль и прореху». Дом Плюшкина — аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок»). Символ «богатырской» скупости Плюшкина, стяжательства, доведенного до крайнего предела, — замок-исполин в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Образ сада Плюшкина, контрастирует с образом «дряхлого замка» (адом) и является прообразом обращения Плюшкина — мысли Гоголя воскресить Плюшкина из мертвых в 3-м томе поэмы, намекая на «райский сад». С другой стороны, в описании сада Плюшкина имеются метафоры с элементами реального портрета Плюшкина («густая щетина» «седого чапыжника»), а «запущенный участок сада выступает как своеобразная эмблема человека, оставившего без ухода свое “душевное хозяйство”, по выражению Гоголя» (Е. Смирнова). Углубление сада, «зиявшее, как темная пасть», также напоминает об аде для тех, у кого душа заживо умирает, что происходит с Плюшкиным. Из рачительного, образцового хозяина Плюшкин трансформируется в паука. Сначала Плюшкин — «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд. (ср. с Ноздревым, символически Ноздрев — сын Плюшкина, пускающий его богатства по ветру). «Паучья» сущность Плюшкина эволюционирует. Вещи Плюшкина ветшают, время останавливается, в комнатах Плюшкина застывает вечный хаос. В противоположность пушкинскому Барону Плюшкин изображен не в окружении груды червонцев, а на фоне тления, уничтожившего его богатства. «Скупость Плюшкин — это как бы обратная сторона его отпадения от людей...» (Е. Смирнова). Бюро Плюшкина, куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб, где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства (ср. евангельскую притчу о таланте, зарытом в землю). А.Б Галкин |