|
Интерьер
Повсюду в доме помещика темнота и холод, беспорядок и запустение, помимо нашего сознание возникает ощущение погреба или даже могилы.
Часы с остановившимся маятником символизируют остановившуюся жизнь, а мозаика на бюре, от которой остались только желобки, – символ утраченного счастливого прошлого. «С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк» - символ отсутствия света и радости в жизни Плюшкина. Дважды при описании того, что лежало на бюре, Гоголь использует причастие высохший, указывая на сгнившую, черствую, умирающую душу самого помещика. Часто встречающиеся слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, свидетельствуют о том, что Плюшкин перестает замечать главные части хозяйства, фокусируя взгляд своих мышиных глаз больше на бумажках, перышках и прочей мелочи. Куча, в которую складывался ненужный хлам, символизирует самого хозяина, обратившегося постепенно в хлам. «Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки». Среди картин гравюр какого-то сражения - и в последней главе о помещиках звучит тема войны, подвига и героизма, которая дает возможность сравнить достойное прошлое и ущербное настоящее. «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе». Действительно, живое существо там и не обитало. К интерьеру можно отнести и кулич, привезенный Александрой Степановной несколько лет назад (однако Плюшкин собирался им угощать Чичикова, только велел почистить с него плесень) и испорченные часы, которые Плюшкин собирался подарить Чичикову, но потом пожадничал. Через эти детали Гоголь утрирует скупость Плюшкина, доводит ее до абсурда. |