. : История одной картины
. : Тяжелая зима
. : Новая Жизнь
. : Волга
. : Ссора друзей
. : Болезнь. Ялта

ЧЕХОВ И ЛЕВИТАН

Волга


Великой реке Левитан обязан своими лучшими картинами. Первая поездка 1887 года получилась неудачной. Погода была холодная и дождливая, бабкинский почтальон Микешка одно за другим приносил от Левитана письма. Все они были безрадостны.

«Разочаровался я чрезвычайно. Ждал я Волги как источника сильных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой, что у меня заныло сердце. И в самом деле, представьте себе: беспрерывный пейзаж. Правый берег, нагорный, покрыт чахлыми кустарниками и, как лишаями, обрывами. Левый - сплошь леса… И над всем этим серое небо и сильный ветер! Ну просто смерть…». (Исаак Левитан).

Вечером бабкинские обитатели, собравшись в кружок за столом, сочинили Левитану шуточное письмо, сплошь покрытое подписями и рисунками. Антон Павлович особо приписал от себя несколько строк, угрожая, что левитановский сарайчик сдадут другому художнику, а сам он переловит в реке Истре всех рыб. «Трава в Бабкине в этом году пахнет даже ещё сильнее, чем раньше», - убеждал он Исаака Ильича. «Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан. Всем не хватает красивого художника, для которого приготовлен умопомрачительный золотистый восточный халат».

Левитан вскоре приехал в Бабкино; «на огонёк», - пошутил он, растроганный сердечной встречей.

Следующие поездки на Волгу были намного удачнее. Левитан поехал не один, а с художницей Софьей Петровной Кувшинниковой. Эта оригинальная, даровитая женщина любила окружать себя талантливой шумной молодёжью. В её квартире собирались писатели, художники, музыканты, артисты. Бывал у Кувшинниковых и Чехов. Роман Софьи Петровны и Левитана был долгим и мучительным. Они трогательно и горячо любили друг друга. Самое счастливое время они провели в небольшом городке Плёсе возле Кинешмы.

Всё здесь располагало к сосредоточенной работе. Солнца было в изобилии. Художники с утра ставили в полях, на отмелях, где-нибудь при дороге свои белые зонты и писали дотемна. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам - колотушки сторожей.

Хандра Левитана прошла бесследно. Было странно даже вспоминать о ней. Каждый день приносил трогательные неожиданности. Однажды подслеповатая старушка, приняв художника за нищего, поклонилась ему в пояс и положила на ящик с красками стёртый, древний пятак. С тех пор Левитан никогда с ним не расставался. До самой его смерти монета, словно талисман, неизменно лежала в этюднике, напоминая об отзывчивом сердце народа. Левитан часто сидел на крутом берегу Волги. С высоты ему открывался широкий, солнечный Плёс. Пригорки, луга, городок, затопленный кудрявой зеленью… На сердце было спокойно. Левитан верил, что душевное ненастье никогда не повторится, впереди одни лишь безоблачные годы: радостные и счастливые. В это время были написаны Золотой Плёс, После дождя, Тихая обитель и целый ряд других картин. Тут же, вскоре после поездки в Рыбинск, начал он и свою великолепную картину Свежий ветер с вычурными кормами тихонек и расшив, убегающих за буксирным пароходом. Новые полотна Левитана вызывают неизменный восторг почитателей. Появление каждого из них становится событием.

- Знаешь, - заметил Левитану Чехов, - на твоих холстах даже появилась улыбка!

О картине Тихая обитель Чехов писал Марье Павловне: «Был я на передвижной выставке, Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картины производят фурор. Помилуй, называет это Тихою обителью! А тут всё жизнерадостно! Успех у Левитана - не из обыкновенных».

Три лета подряд проводит Исаак Ильич на Волге. А потом, опять вместе с Софьей Петровной Кувшинниковой, едет в другие места России, колесит по её просторам.

«Я хочу рассказать, как создавалось одно из лучших полотен Левитана Над вечным покоем. Это было около Вышнего Волочка, в имении Панафедина,  нашего общего знакомого, человека хлебосольного, радушного, большого ценителя искусства. Я пригласила с собой двух очаровательных девушек: начинающую поэтессу Таню Щепкину-Куперник и её приятельницу. Против имения, на озере был пещерный островок. Левитан привозил сюда на лодке Таню и Наташу.

- Ну, вот больше не приеду за вами, - говорил он, - и все вас забудут.

Подруги проводили на острове привольный день: купались, загорали, декламировали стихи, пели, разучивали монологи… Конечно, вечером Левитан брал лодку и отправлялся на остров. В одну из таких поездок, в хмурый ненастный вечер, Левитан задумал свою прославленную картину Над вечным покоем»

«В ней я весь со всей психикой, со всем своим содержанием», - писал он Третьякову. Вы помните: это пейзаж суровый и мощный. Необъятная гладь воды, одинокая, затерянная в безбрежных русских просторах деревянная церквушка… Нависшая над ней гряда грозовых туч…» (С.П. Кувшинникова)