История маринистики -> Русское искусство

Русское искусство

Особое место занимает морской пейзаж в русской живописи.
    Впервые изображение морской стихии, переданной схематично, появились в древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых и ангелов на старинных иконах изображались на фоне условного пейзажа, где невысокие холмы обозначали скалистую местность, редкие деревца символизировали лес, а небольшой водоём – бушующее море. Примером может служить икона «Утишение моря» Николы Заразского, 16 в.
    Собственно развитие маринистики в России связано с личностью Петра I, создателя российского флота. Император придавал большое значение искусству, как средству пропаганды идеи морского могущества России. Он привёз из Голландии Адама Сило, который был первоначально корабельным мастером, а потом живописцем морских видов и кораблей. Его картинами Петр украшал дворцы. Но скоро надобность в голландских мастерах отпала, так как из числа русских художников выдвинулся ряд выдающихся гравёров и живописцев, посвятивших своё искусство марине. В числе них М.И. Махаев, выделявшийся тонкостью рисунка.
    Утверждение России на Балтике, Приазовье и Причерноморье в XVIII веке обусловили развитие русского маринистического искусства. Так, на юг был послан вернувшийся из заграничной командировки воспитанник Академии художеств М.М. Иванов (1748 – 1823) Он был прикомандирован к Г.А. Потемкину, дважды побывал в Крыму. На его акварельных картинах часто появлялось изображение моря.
    Первые русские марины были написаны учеником Иванова – М. Воробьевым. Правда и до Воробьева и вместе с ним работал ряд выдающихся русских мастеров, в творчестве которых изображение водной стихии занимает большое место. Ф.Я. Алексеев (1753 – 1824), Ф.М. Матвеев (1758 – 1826), С.Ф. Щедрин (1791 – 1830) также любили вводить в свои картины большие водные пространства. Первые картины Сильвестра Федосиевича Щедрина были созданы в духе классической живописи. Но во второй половине своей жизни, пребывая в Италии, он создал много акварелей с изображением заливов и гротов Сорренто, Неаполя. В картинах Щедрина, написанных у моря, раскрылись новые возможности реалистического изображения природы. В ней не осталось никакого следа прежнего условного взгляда на пейзажную живопись.
    М.Н. Воробьев был первым русским художником, писавшем марины и морские баталии, причем эти темы носили в его творчестве не случайный характер, а увлекали его на протяжении всей жизни. К сожалению, многие картины художника: «Буря на черном море», «Взрыв Варны», «Корабль «Императрица Мария» в черном море» - были утеряны. По сравнению с акварелями М. Иванова творчество Воробьева является следующей ступенью в развитии русской маринистики. Воробьев нашел общий тон колорита, сообщающий подлинную воздушность приморскому пейзажу. М.Н. Воробьев стал крупным мастером романтического направления в русской пейзажной живописи.
    Морское министерство в XIX веке придавало большое значение патриотическому прославлению побед русского флота средствами живописи. При Главном морском штабе было учреждено звание художника штаба, которое впервые было присвоено И.К. Айвазовскому. Он заслужил звание подлинного мастера батальных картин и изображений бушующей стихии. В творчестве Ивана Константиновича Айвазовского нашла отражение романтическая идея борьбы человека со стихией. Метод работы, при котором весь процесс создания картины как бы сводится к импровизации, позволил художнику создать такие исключительные по цельности и ясности ощущения картины «Девятый вал», «Среди волн», «Волна» и другие.
    Положительное отношение Морского министерства к искусству значительно помогало развитию русской маринистической живописи. Два крупных художника-мариниста второй половины XIX века - Боголюбов и Беггров – пришли к живописи из флота.
    Алексей Петрович Боголюбов предпочитал изображать спокойное море. Его марины лишены романтического порыва и пафоса борьбы, грома взрывов, канонады, пушечных залпов, словом, не были одухотворены «музыкой боя». Его картины отличаются достоверностью, так как он сам был морским офицером.
    Айвазовский и Боголюбов своим влиянием значительно способствовали широкому распространению этого рода искусства в России. С ними связано творчество большей части русских художников, ставших маринистами или хотя бы иногда обращавшихся к изображению моря. В русском искусстве не было ни одного художника, который, побывав хотя бы один раз на берегу моря, не попытался бы изобразить его. В творчестве одних тема моря занимала определенное и постоянное место и без марин нельзя ясно представить их творческие индивидуальности, а у других марины появлялись эпизодически. В творчестве В.И. Сурикова, И.Е. Репина и таких, казалось бы далеких от морской темы художников, как П.П. Соколов, А.Е. Архипов, С.В. Малютин, мы встречаемся с изображением моря. Но круг художников, избравших маринистическую живопись своей специальностью, был сравнительно ограничен, возможно потому, что этот род живописи требует от художника сочетания специфических, редко встречающихся в одном лице черт дарования. Нельзя не отметить в этом списке имена Л.Ф. Лагорио, И.П. Похитонова, Р.Г. Судковского, Н.Н. Дубовского, К.Ф.Богаевского. Особое место в маринистической живописи конца XIX века занимает Александр Алексеевич Борисов, ученик Шишкина и Куинджи, так как предметом изображения стали моря Ледовитого океана («Север», «В области вечного льда», «Птичий базар на новой земле» и др.) Художник сумел передать своеобразие света и цвета северной природы, не погрешив против правды ее изображения. Содержание картин Борисова не имело аналогий не только в русском искусстве дореволюционной поры, но и во все европейской живописи.
    Советское искусство XX века развивалось в духе реалистических традиций (В.Н. Филатов, П.Д. Покаржевский, А.В. Куприн, П.П. Кончаловский и др.)