Персоналии -> Жерико Т.

Жан Луи Андре Теодор Жерико

(1791-1824)

Жан Луи Андре Теодор Жерико, французский живописец, литограф, родился 26 сентября 1791 года в Руане. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевел его в пансион Рене Ришара Кастеля. Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей. С детства мальчик пристрастился к конному спорту и уже в шестнадцать лет был первоклассным наездником. Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. В 1808-1810 годах он учился живописи у К. Верне, а затем обучался в мастерской у П. Герена в 1810-1811 годах. Жерико служил в королевских мушкетерах, поэтому писал преимущественно батальные сцены. Его первая большая работа, «Офицер конных императорских егерей во время атаки», была представлена в Салоне в 1812 году. Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Картина обратила на себя внимание художественных кругов. Жерико присудили золотую медаль. С 1810 по 1815 год он занимается в Лувре, копируя работы П. П. Рубенса, В. Тициана, Д. Веласкеса и Х. Рембрандта. В 1813-1814 гг. она создал ряд картин на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач». В начале 1816 года Жерико отправился в Италию. Там он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. После путешествия по Италии (1817-1819) он принялся за картину «Плот «Медузы»» (Лувр, Париж). Она написана в стиле реализма и стала полным отрицанием давидовского направления. Стремясь представить на полотне историю спасения в море людей, потерпевших кораблекрушение, художник сделал множество подготовительных этюдов. Жерико работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Придавая частному событию глубокий и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. В Салоне 1819 года картина была замечена и быстро сделалась одним из центральных экспонатов выставки. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная достоверность этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило всеобщее признание и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора. Жерико отправляется в Англию, где главным его занятием было изучение лошадей. Там он пишет большую работу «Скачки в Эпсоме» (1821). Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном. Он несомненно вызывает впечатление быстроты, полета. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает написать несколько работ. Среди них «Известковая печь», которая сыглрала важную роль в развитии реалистического пейзажа, а также серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». В феврале 1823 года он слег в постель. Жерико умер 26 января 1824 года в возрасте 33 лет. Преждевременная кончина помешала написать Жерико уже задуманную картину «Отступление французов из России в 1812».


Картины Ж. Т. Жерико

Дополнительную информацию о творчестве художника можно найти на следующих сайтах: