Хронология жизни и творчества Лермонтова

1814, в ночь на 3-е октябряВ Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны (урожденной Арсеньевой) родился М.Ю.Лермонтов.
1817«Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее пела мне покойная мать» (запись Лермонтова от 1830 г).
1817, февральУмерла М.М.Лермонтова, мать Михаила. «Житие ей было: 21 год 11 месяцев 7 дней» — надпись на могильной плите в Тарханах.
1817, мартОтец Михаила, Ю.П.Лермонтов уехал из Тархан, оставив сына на попечение бабушки — Е.А.Арсеньевой.
1820Поездка М.Ю.Лермонтова с бабушкой на Кавказские минеральные воды.
1825Лермонтов с Е.А.Арсеньевой отправился на Кавказ, в Горячеводске. Первая любовь Лермонтова. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?.. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9... Я не помню, хороша была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей» (запись от 1830 г.).
1828Лермонтов зачислен в 4-й класс Благородного пансиона при Московском университете. К 1828 году М.Ю.Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности: «Когда я начал марать стихи в 1828 г. ...»
1830В журнале «Атеней» напечатано стихотворение «Весна» («Когда весной разбитый лед...»). Это первое известное нам появление имени Лермонтова в печати. Лермонтов принят на нравственно-политическое отделение Московского университета.
1831В октябре отец Михаила, Юрий Петрович Лермонтов умер от чахотки 44 лет от роду.
1832Начало знакомства Лермонтова с В.А.Лопухиной.
1832Прошение М.Ю.Лермонтова об увольнении из Московского университета. М.Ю.Лермонтов зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге.
1834По заданию преподавателя русской словесности В.Т.Плаксина Лермонтов написал «Панораму Москвы».
183727 января в окрестностях Петербурга (на Черной речке) состоялся поединок А.С.Пушкина с Дантесом.
183728 января Лермонтов написал первые 66 стихов «Смерти поэта».
18377 февраля написаны 16 заключительных строчек стихотворения «Смерть поэта». Началось дело «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым...»
183725 февраля - высочайшее повеление: «...корнета Лермонтова за сочинение стихов перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк». 1837 19 марта М.Ю.Лермонтов выехал из Петербурга в ссылку на Кавказ.
18372 мая в журнале «Современник» напечатано стихотворение «Бородино».
1837В мае-августе Лермонтов находится в Пятигорске на лечении, затем переезжает в Кисловодск.
183711 октября отдан, высочайший приказ по кавалерии о переводе «прапорщика Лермонтова в лейб-гвардии гусарский полк корнетом».
1838Через Москву М.Ю.Лермонтов приезжает в Петербург с Кавказа, в конце августа знакомится с семейством Карамзиных, где позднее читает «Демона».
1839Опубликовано стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»). В «Отечественных записках» напечатана «Бэла» - одна из частей будущего романа "Герой нашего времени".
18401 января написано стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...»
1840В апреле - дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом.
1840В апреле В.Г.Белинский посетил Лермонтова в Ордонанс-гаузе. В письме к В.И.Боткину он пишет: «...вышли повести Лермонтова. Дьявольский талант!.. Глубокий и могучий дух. Как верно он смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура». На докладе по делу Лермонтова рукой Николая I написано: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк тем же чином».
1840Отъезд Лермонтова из Петербурга в Москву. Прощальный вечер у Карамзиных. Стихотворение «Тучи» ("Тучки небесные, вечные странники!").
18409 мая в Москве Лермонтов присутствует на именинном обеде Гоголя в саду Погодина на Девичьем Поле. Лермонтов читал наизусть Гоголю отрывок из своей новой поэмы «Мцыри».
1840Отъезд на Кавказ. «Он уехал грустный. Ночь была сырая. Мы простились на крыльце» (Ю.Ф.Самарин).
1840В июле Лермонтов пишет А.А.Лопухину из Ставрополя, что едет в действующий отряд. Бой при реке Валерик. «Тенгинского полка поручик Лермонтов во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик... несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы». По мотивам сражения написано стихотворение "Валерик".
1840Декабрьский рапорт генерала А.В.Галафеева с приложением наградного списка и просьбой перевести Лермонтова «в гвардию тем же чином с отданием старшинства».
184011 декабря Лермонтову предоставлен отпуск в Санкт-Петербург сроком на два месяца.
18415 марта Лермонтов вернулся в Петербург. Отказано в награде за участие в экспедиции в Чечне.
1841Письмо В.Г.Белинского В.И.Боткину: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатано его «Родина», «...что за вещь: пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских».
184111 апреля Лермонтову сообщено предписание генштаба покинуть в 48 часов Петербург и отправиться на Кавказ.
184112 апреля на прощальном вечере у Карамзиных у Лермонтова был долгий сердечный разговор с Н.Н.Пушкиной. «Прощание их было самое задушевное...» (П.А.Плетнев).
1841В мае М.Ю.Лермонтов и А.А.Столыпин приехали в Пятигорск, где подали рапорты коменданту о болезни и ходатайства о разрешении лечиться минеральными водами. Разрешение было получено.
1841Вечером 8 июля Лермонтов и его друзья дали пятигорской публике бал в гроте Дианы.
184113 июля произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым на вечере в доме Верзилиных, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Формальная причина — шутки и остроты Лермонтова.
184115 июля, между 6 и 7 часами вечера у подножия горы Машук состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Гроза. Лермонтов убит. Поздно вечером тело поэта перевезено в Пятигорск. 1841 Погребение на Пятигорском кладбище 16 июля.
1842По просьбе Е.А.Арсеньевой в апреле гроб с прахом Лермонтова перевезен в Тарханы, где погребен в фамильном склепе.

>






























Таинственное пересечение


Невозможно не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной.

Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и три картины Врубеля, а также серия иллюстраций к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.

Бывают в жизни странные совпадения событий: в 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель

Все, кто знал Врубеля при жизни, кто потом писал о его характере и творчестве, не могли не видеть глубокой связи между ни на кого не похожим русским художником конца XIX века и великим русским поэтом тридцатых годов XIX века. Многие считали Врубеля просто иллюстратором Лермонтова. Конечно, прежде всего имели в виду «Демона», который был программным образом-символом, художественной формой философского мировосприятия и лирическим героем многих произведений обоих художников.

Но неверно было бы воспринимать Врубеля только как художника, который воплотил на бумаге поэтические образы Лермонтова. Связь между ними значительно глубже: она в общем мировосприятии. «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала...» - в этой строке слышится исповедь юного поэта-романтика. И Врубель с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычайное, сказочное; подобно Лермонтову, он родился с романтической душой, но через пятнадцать лет после ранней гибели поэта и совсем в другое для истории России время

В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную утонченность; обоих зачаровывала музыка, оба предпочитали игры с переодеваниями в героев сказок и романов. Подруга детских игр Врубеля В.Д.Александрова вспоминала: «Игры наши были всегда в высшей степени романтичны и носили на себе яркий отпечаток влияния тогдашней ходовой детской литературы - Купера, Майн-Рида и т. п., но много было в них Мишиной выдумки; его фантазия была неистощима. Премьером, героем всех приключений на суше и на море, конечно, всегда был Миша». В них рано проснулось ненасытное воображение; они становились настоящими героями вымышленных историй и увлекали за собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии. Но часто бурные игры прерывались моментами недетской мечтательности и тогда они искали уединения. Лермонтов, по воспоминаниям современников, убегал в беседку с акациями, а Врубель забирался в дедовскую библиотеку.

Лермонтов был окружен в доме своей бабушки сверстниками, с которыми учился, играл и которыми верховодил. Врубеля, конечно, не баловали так, как Лермонтова, но и он был верховодом братьев, сестер и товарищей домашних игр, хотя старшей из детей в семье была его сестра Анна Александровна, посвятившая потом всю свою жизнь брату-художнику.

Еще в детские годы и Лермонтов, и Врубель могли почувствовать широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву и на Кавказ - Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу - Врубель. Потом художник много ездил и по своей стране, и за границей, он жил в Германии, Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью. Оба прекрасно понимали природу.

И Лермонтов, и Врубель получили основательное образование, оба увлекались историей и литературой - античностью, средневековьем, эпосом, у обоих одни и те же любимые произведения и авторы: Данте, Шекспир, Гёте, Байрон и Вальтер Скотт. Пушкин был кумиром обоих, но у Врубеля были еще Лермонтов, Тургенев, Толстой и Достоевский.

Оба с детства с увлечением рисовали и писали красками, живо вникали в науки. Лермонтов одно время был увлечен математикой, Врубель - геологией, оба добросовестно учили латынь, чтобы читать античных писателей в оригиналах, французский, немецкий, а Врубель еще изучал самостоятельно английский и итальянский языки. В университете будущие поэт и художник проникали в глубины классической философии, главным образом немецкой, - Шеллинг, Гегель, Кант, Шопенгауэр.

Встреча Врубеля с Лермонтовым случилась не в самом начале творческого пути, а лишь к тридцати годам, когда молодой художник написал фрески и иконостас Кирилловской церкви в Киеве.

В петербургские годы в университете и в Академии художеств он рисовал образы из произведений других писателей: тургеневские (Ася, Лиза и Лаврецкий), гётевские (Маргарита и Фауст), Анна Каренина Льва Толстого, Моцарт и Сальери Пушкина были ему тогда ближе Ангела и Демона. Лишь после того как художник «встретился» со своим Демоном, лермонтовский «царь познания и свободы», сама идея образа и жажда его воплощения в живописи озарили его ум «лучом чудесного огня»

Главное духовное родство Врубеля с Лермонтовым — в стремлении обоих к возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружавшей их жизни, и потому их творчество стало трагическим по своему существу.






Лермонтов. Эмилия, героиня драмы 'Испания' - возможно, В.А Лопухина - 1830-1831
















Девочка на фоне персидского ковра. 1886
















Лермонтов. конь








Врубель. Несется конь быстрее лани...








Лермонтов. Лезгинка








Врубель. Пляска Тамары

наверх