1814, в ночь на 3-е октября | В Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны (урожденной Арсеньевой) родился М.Ю.Лермонтов. | |
1817 | «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее пела мне покойная мать» (запись Лермонтова от 1830 г). | |
1817, февраль | Умерла М.М.Лермонтова, мать Михаила. «Житие ей было: 21 год 11 месяцев 7 дней» — надпись на могильной плите в Тарханах. | |
1817, март | Отец Михаила, Ю.П.Лермонтов уехал из Тархан, оставив сына на попечение бабушки — Е.А.Арсеньевой. | |
1820 | Поездка М.Ю.Лермонтова с бабушкой на Кавказские минеральные воды. | |
1825 | Лермонтов с Е.А.Арсеньевой отправился на Кавказ, в Горячеводске. Первая любовь Лермонтова. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?.. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9... Я не помню, хороша была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей» (запись от 1830 г.). | |
1828 | Лермонтов зачислен в 4-й класс Благородного пансиона при Московском университете. К 1828 году М.Ю.Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности: «Когда я начал марать стихи в 1828 г. ...» | |
1830 | В журнале «Атеней» напечатано стихотворение «Весна» («Когда весной разбитый лед...»). Это первое известное нам появление имени Лермонтова в печати. Лермонтов принят на нравственно-политическое отделение Московского университета. | |
1831 | В октябре отец Михаила, Юрий Петрович Лермонтов умер от чахотки 44 лет от роду. | |
1832 | Начало знакомства Лермонтова с В.А.Лопухиной. | |
1832 | Прошение М.Ю.Лермонтова об увольнении из Московского университета. М.Ю.Лермонтов зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. | |
1834 | По заданию преподавателя русской словесности В.Т.Плаксина Лермонтов написал «Панораму Москвы». | |
1837 | 27 января в окрестностях Петербурга (на Черной речке) состоялся поединок А.С.Пушкина с Дантесом. | |
1837 | 28 января Лермонтов написал первые 66 стихов «Смерти поэта». | |
1837 | 7 февраля написаны 16 заключительных строчек стихотворения «Смерть поэта». Началось дело «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым...» | |
1837 | 25 февраля - высочайшее повеление: «...корнета Лермонтова за сочинение стихов перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк». 1837 19 марта М.Ю.Лермонтов выехал из Петербурга в ссылку на Кавказ. | |
1837 | 2 мая в журнале «Современник» напечатано стихотворение «Бородино». | |
1837 | В мае-августе Лермонтов находится в Пятигорске на лечении, затем переезжает в Кисловодск. | |
1837 | 11 октября отдан, высочайший приказ по кавалерии о переводе «прапорщика Лермонтова в лейб-гвардии гусарский полк корнетом». | |
1838 | Через Москву М.Ю.Лермонтов приезжает в Петербург с Кавказа, в конце августа знакомится с семейством Карамзиных, где позднее читает «Демона». | |
1839 | Опубликовано стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»). В «Отечественных записках» напечатана «Бэла» - одна из частей будущего романа "Герой нашего времени". | |
1840 | 1 января написано стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...» | |
1840 | В апреле - дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом. | |
1840 | В апреле В.Г.Белинский посетил Лермонтова в Ордонанс-гаузе. В письме к В.И.Боткину он пишет: «...вышли повести Лермонтова. Дьявольский талант!.. Глубокий и могучий дух. Как верно он смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура». На докладе по делу Лермонтова рукой Николая I написано: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк тем же чином». | |
1840 | Отъезд Лермонтова из Петербурга в Москву. Прощальный вечер у Карамзиных. Стихотворение «Тучи» ("Тучки небесные, вечные странники!"). | |
1840 | 9 мая в Москве Лермонтов присутствует на именинном обеде Гоголя в саду Погодина на Девичьем Поле. Лермонтов читал наизусть Гоголю отрывок из своей новой поэмы «Мцыри». | |
1840 | Отъезд на Кавказ. «Он уехал грустный. Ночь была сырая. Мы простились на крыльце» (Ю.Ф.Самарин). | |
1840 | В июле Лермонтов пишет А.А.Лопухину из Ставрополя, что едет в действующий отряд. Бой при реке Валерик. «Тенгинского полка поручик Лермонтов во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик... несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы». По мотивам сражения написано стихотворение "Валерик". | |
1840 | Декабрьский рапорт генерала А.В.Галафеева с приложением наградного списка и просьбой перевести Лермонтова «в гвардию тем же чином с отданием старшинства». | |
1840 | 11 декабря Лермонтову предоставлен отпуск в Санкт-Петербург сроком на два месяца. | |
1841 | 5 марта Лермонтов вернулся в Петербург. Отказано в награде за участие в экспедиции в Чечне. | |
1841 | Письмо В.Г.Белинского В.И.Боткину: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатано его «Родина», «...что за вещь: пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских». | |
1841 | 11 апреля Лермонтову сообщено предписание генштаба покинуть в 48 часов Петербург и отправиться на Кавказ. | |
1841 | 12 апреля на прощальном вечере у Карамзиных у Лермонтова был долгий сердечный разговор с Н.Н.Пушкиной. «Прощание их было самое задушевное...» (П.А.Плетнев). | |
1841 | В мае М.Ю.Лермонтов и А.А.Столыпин приехали в Пятигорск, где подали рапорты коменданту о болезни и ходатайства о разрешении лечиться минеральными водами. Разрешение было получено. | |
1841 | Вечером 8 июля Лермонтов и его друзья дали пятигорской публике бал в гроте Дианы. | |
1841 | 13 июля произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым на вечере в доме Верзилиных, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Формальная причина — шутки и остроты Лермонтова. | |
1841 | 15 июля, между 6 и 7 часами вечера у подножия горы Машук состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Гроза. Лермонтов убит. Поздно вечером тело поэта перевезено в Пятигорск. 1841 Погребение на Пятигорском кладбище 16 июля. | |
1842 | По просьбе Е.А.Арсеньевой в апреле гроб с прахом Лермонтова перевезен в Тарханы, где погребен в фамильном склепе. |
>
Таинственное пересечение
Невозможно не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной.
Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и три картины Врубеля, а также серия иллюстраций к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.
Бывают в жизни странные совпадения событий: в 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель
Все, кто знал Врубеля при жизни, кто потом писал о его характере и творчестве, не могли не видеть глубокой связи между ни на кого не похожим русским художником конца XIX века и великим русским поэтом тридцатых годов XIX века. Многие считали Врубеля просто иллюстратором Лермонтова. Конечно, прежде всего имели в виду «Демона», который был программным образом-символом, художественной формой философского мировосприятия и лирическим героем многих произведений обоих художников.
Но неверно было бы воспринимать Врубеля только как художника, который воплотил на бумаге поэтические образы Лермонтова. Связь между ними значительно глубже: она в общем мировосприятии. «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала...» - в этой строке слышится исповедь юного поэта-романтика. И Врубель с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычайное, сказочное; подобно Лермонтову, он родился с романтической душой, но через пятнадцать лет после ранней гибели поэта и совсем в другое для истории России время
В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную утонченность; обоих зачаровывала музыка, оба предпочитали игры с переодеваниями в героев сказок и романов. Подруга детских игр Врубеля В.Д.Александрова вспоминала: «Игры наши были всегда в высшей степени романтичны и носили на себе яркий отпечаток влияния тогдашней ходовой детской литературы - Купера, Майн-Рида и т. п., но много было в них Мишиной выдумки; его фантазия была неистощима. Премьером, героем всех приключений на суше и на море, конечно, всегда был Миша». В них рано проснулось ненасытное воображение; они становились настоящими героями вымышленных историй и увлекали за собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии. Но часто бурные игры прерывались моментами недетской мечтательности и тогда они искали уединения. Лермонтов, по воспоминаниям современников, убегал в беседку с акациями, а Врубель забирался в дедовскую библиотеку.
Лермонтов был окружен в доме своей бабушки сверстниками, с которыми учился, играл и которыми верховодил. Врубеля, конечно, не баловали так, как Лермонтова, но и он был верховодом братьев, сестер и товарищей домашних игр, хотя старшей из детей в семье была его сестра Анна Александровна, посвятившая потом всю свою жизнь брату-художнику.
Еще в детские годы и Лермонтов, и Врубель могли почувствовать широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву и на Кавказ - Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу - Врубель. Потом художник много ездил и по своей стране, и за границей, он жил в Германии, Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью. Оба прекрасно понимали природу.
И Лермонтов, и Врубель получили основательное образование, оба увлекались историей и литературой - античностью, средневековьем, эпосом, у обоих одни и те же любимые произведения и авторы: Данте, Шекспир, Гёте, Байрон и Вальтер Скотт. Пушкин был кумиром обоих, но у Врубеля были еще Лермонтов, Тургенев, Толстой и Достоевский.
Оба с детства с увлечением рисовали и писали красками, живо вникали в науки. Лермонтов одно время был увлечен математикой, Врубель - геологией, оба добросовестно учили латынь, чтобы читать античных писателей в оригиналах, французский, немецкий, а Врубель еще изучал самостоятельно английский и итальянский языки. В университете будущие поэт и художник проникали в глубины классической философии, главным образом немецкой, - Шеллинг, Гегель, Кант, Шопенгауэр.
Встреча Врубеля с Лермонтовым случилась не в самом начале творческого пути, а лишь к тридцати годам, когда молодой художник написал фрески и иконостас Кирилловской церкви в Киеве.
В петербургские годы в университете и в Академии художеств он рисовал образы из произведений других писателей: тургеневские (Ася, Лиза и Лаврецкий), гётевские (Маргарита и Фауст), Анна Каренина Льва Толстого, Моцарт и Сальери Пушкина были ему тогда ближе Ангела и Демона. Лишь после того как художник «встретился» со своим Демоном, лермонтовский «царь познания и свободы», сама идея образа и жажда его воплощения в живописи озарили его ум «лучом чудесного огня»
Главное духовное родство Врубеля с Лермонтовым — в стремлении обоих к возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружавшей их жизни, и потому их творчество стало трагическим по своему существу.