Сравнение демонов
В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти Лермонтова, было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, стереотипными. Даже удачные рисунки таких мастеров, как Репин, Суриков, Васнецов, Поленов, Шишкин, являются станковыми произведениями на лермонтовские темы, а не иллюстрациями к его поэзии и прозе. Между тем критики больше всех поносили именно Врубеля за "непонимание Лермонтова", за безграмотность и неумение рисовать. Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля. Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». В то время лишь в узком кругу молодых художников и ценителей понимали значение этих рисунков Врубеля, их адекватность произведениям поэта. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.
После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель почти десять лет не возвращался к теме демона. Не возвращался, чтобы потом вновь взяться за нее - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику.
К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол — "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".
Чем так притягателен образ Демона у Лермонтова и Врубеля? Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее время известно целых девять различных редакций "Демона". Проживи Лермонтов еще, нет сомнений, что "Демон" продолжал бы меняться, так что, в итоге, он возможно стал бы совершенно другим по сравнению с тем, каким мы знаем его сейчас.
Новые и новые встречи с демоном в самих себе и в окружающем их мире заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения... Как сказал Александр Блок о Врубеле: "Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."
Картина М.Врубеля «Демон (сидящий)» была закончена в 1890 году. Врубель говорил своему отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый». Именно такое восприятие образа Демона отразилось на одной из самых известных картин художника. Образ, созданный Врубелем, - собирательный. Невозможно найти какой-то определенный эпизод в поэме, к которому он подходил бы полностью. Врубель смог отразить на одной картине то, что Лермонтов пытался показать в течение всей поэмы.
Вся картина представлена в довольно мрачных, таинственных цветах. На переднем плане мы видим фигуру демона, несоизмеримо крупную по сравнению со всем пейзажем. Его поза говорит о задумчивости и печали, о том, что его что-то тревожит. Возможно, мысли о прошлом, которые «теснилися толпой»:
Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья, Пред ним теснилися толпой;
Самое главное выражено в лице, глазах демона. На мой взгляд, у Врубеля получилось передать очень точно то, что творилось в душе героя. Если посмотреть в глаза этого падшего ангела, можно увидеть все страдания, которые он пережил. В этом взгляде - бесконечное одиночество Демона, несбывшиеся надежды и разочарования. Поразителен тот факт, что мастер смог отразить все черты Демона. С одной стороны, нам ясно видны его страдания, но в то же время его сильные плечи и руки говорят о его могуществе, о том, что ничто не может его погубить. Демон смотрит куда-то вдаль, но в то же время он смотрит как-то свысока. В этом проявляется его гордость и даже опасная сторона его натуры.
Все полотно выполнено в каких-то неземных цветах: преобладают сиреневые, синие, голубые, розовые цвета. В верхнем левом углу можно увидеть небо в розовых лучах заката, а позади демона. Мне кажется, что это изображение земной природы, но сквозь призму взгляда Демона, равнодушного к красотам Божьего мира:
Но, кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил; И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.