Методическая страница
УРОК ПО КАРТИНЕ М.В. НЕСТЕРОВА «ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ»
УРОК ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА «МАРТ» (1895)
УРОК ПО КАРТИНЕ В.Д. ПОЛЕНОВА "МОСКОВСКИЙ ДВОРИК"
УРОК ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
УРОК ПО КАРТИНЕ В.И. СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»
УРОК ПО КАРТИНЕ И.Е. РЕПИНА «ОСЕННИЙ БУКЕТ»
УРОК ПО КАРТИНЕ И.К. АЙВАЗОВСКОГО «ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»
УРОК ПО КАРТИНЕ В.А. СЕРОВА «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ»
|
|
Методическая страница
Лариса ВЕРЕЩАГИНА
УРОК ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
Работу над сочинением по ней следует сделать итогом изучения темы "Былины" на уроках литературы в 7-м классе. В текст учебника, к сожалению, не включено ни одной героической былины, поэтому перед подготовкой учащихся к сочинению необходимо провести урок внеклассного чтения, на котором рассказать о былинах, повествующих о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Размышлять ребятам над проблематикой картины '"Богатыри" трудно, еще сложнее детям писать сочинение. Поэтому на обсуждение картины и составление плана необходимо отвести два часа. Тогда же можно начать готовить черновик сочинения. На дом желательно задать написание черновика. Окончательный текст сочинения пишется в классе. Дети должны иметь перед собой репродукцию картины или слайд.
Обсуждение картины желательно сделать живым, увлекательным разговором с детьми.
Для вступительного слова учителя можно привлечь материал о впечатлениях детства В.М. Васнецова (См. "Воскресная школа", № 24, 1998) или об этапах работы над картиной.
"Богатыри" - самая знаменитая картина 6.М. Васнецова. Он был первым художником, кто с такой изобразительной силой отразил в живописи поэтический мир русского фольклора - мир героических событий, волшебных сказок, легенд и бережно хранимых народом преданий: Какие его картины на сказочные темы вы знаете? Это, конечно, "Аленушка" и "Иван-царевич на сером волке", "Спящая красавица" и "Ковер-самолет", "Царевна-лягушка" и "Царевна Несмеяна", и многие другие.
Первый набросок картины "Богатыри' Васнецов сделал в 1871 году. А позже, в -1876 году| в Париже, когда ощутил острую тоску по Родине, на глазах у ошеломленного В.Д. Поленова написал эскиз будущего шедевра. "Как хочется работать!" - с такими словами обратился Васнецов к Поленову. Тот подал ему холст и краски и сказал: «Пиши!»
Большой холст для картины Васнецов заказал в 1881 году, когда окончательно оформился его замысел. С образами богатырей у него ассоциировались мощные дубы росшие в парке поленовского имения Абрамцево. Васнецов вспоминал, что, когда он любовался "кряжистыми великанами", невольно пришла на ум мысль: "Это ведь наша матушка-Русь... Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия" Завершена картина была только к 1898 году.
Современники свидетельствовали о том, что сам Виктор Михайлович был человеком физически сильным, застенчивым и простодушным. Савва Мамонтов говорил: "Если бы ты не был художником, из тебя бы вышел талантливый молотобоец". Привлекали в Васнецове и его искренность, предельная честность, свежесть чувств и глубина душевных переживаний.
Показав детям репродукцию или слайд (а еще лучше раздать каждому на парту цветную репродукцию), задаю вопрос: кто изображён на этой картине? Реальны ли эти персонажи?
Одни будут утверждать, что герои здесь сказочные, нереальные, а другие скажут, что подобные богатыри жили и действовали в истории.
Действительно, были в Киевской Руси во времена святого князя Владимира заставы богатырские. Зорко на них стерегли врага храбрые воины. Нужно было охранять Родину от хазар, печенегов, половцев, других кочевников, постоянно тревоживших Русь своими, опустошительными набегами.
В.М. Васнецов любил и знал родную историю, и его картина повествует о том беспокойном и тревожном времени. Как, с помощью каких изобразительных средств передаётся на картине тревожность «былинного» времени? Ребята обращают внимание на неспокойное, низкое предгрозовое небо, клубящиеся тучи. Неподвижны ли они? Нет, их гонит сильный стенной ветер, ветром разметаны косматые конские гривы богатырских лошадей. Посреди беспредельно широкой степи остановились богатыри. С тревогой зорко всматриваются они вдаль.
А_кто такие богатыри? Что вы понимаете под этим словом? Это физически сильные, крепкие люди, отважные воины. Они вступают в битву с врагами Русской земли, их победа имеет решающее значение для всего Русского государства.
Кто из сегодняшней современной жизни, из книг, фильмов и телепередач напоминает вам богатырей? После этого вопроса в классе начинается оживление: богатырей детям напоминают герои американских боевиков, а точнее, актеры А.Шварценеггер и С.Сталлоне. Подростки, особенно мальчики, увлекаются фильмами с напряженным, острым, захватывающим сюжетом, наполненным конфликтным противостоянием доброго и злого начал, жестокими сценами. Их восхищает физическая сила героев.
А вот могучие богатыри святорусские до сих пор выпадали из их поля зрения, казались далекими, устаревшими и неинтересными.
Остановиться надо и на коренном отличии кино героев боевиков и былинных богатырей. Я предлагаю внимательней всмотреться в лица богатырей. Не наложила ли война отпечатка свирепости, жестокости на их лица? Не уподобились ли они бездушным машинам или, наоборот, исступлённым воителям, стремящимся только к одному – уничтожить врагов?
Нет. Почему? Какую войну ведут они? Богатыри исполняют святое дело защиты Родины, их лица строги, одухотворены этой высокой идеей.
А какими будут лица богатырей, если представить их вне этого напряженного и драматичного момента, требующего предельной собранности всех душевных и физических сил? Простыми, открытыми, добрыми, красивыми. И не только: выражения лиц, в спокойной осанке богатырей, в их фигурах выражается огромное внутреннее достоинство, твердая уверенность в правоте своего дела, сдержанное величие и самообладание.
Зачем на переднем плане картины прямо у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосенки и елочки? Молодые, зеленые, хрупкие деревца контрастируют с могучими всадниками: так художник хотел подчеркнуть силу и мощь богатырей.
Также для этого он изобразил фигуры богатырей и лошадей больше натуральной величины и высоко поднял линию горизонта. Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх - от этого усиливается впечатление величия и монументальности их образов...
В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Приложил он десницу к челу, зорко всматривается вдаль. Что вы можете сказать о его положении среди богатырей, возрасте, вооружении?
Илья - самый могучий богатырь. Кто вспомнит из былин, как называется предмет, висящий на его руке и сколько этот предмет весит? Оказывается, с удивительной легкостью держит Илья "палицу булатную сорока пудов", и рука его не сгибается от такой тяжести. Красное древко огромного копья кажется тонким на фоне мощной широкоплечей фигуры богатыря. Каков возраст Ильи? Илья – самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают у него из-под шлема, серебряные нити сверкают у него в бороде.
Что мы знаем из былин о происхождении Ильи? Илья - крестьянин, на нем простой шлем и обычная кольчуга. Крупное золотой цепью с бубенцами, наверное, тихонько звенящими от ветра, украшен конь Ильи. Он под стать богатырю, такой же мощный, сильный: Стоит конь спокойно, но по всему его облику чувствуется напряженность, собранность. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника. Двинься он сейчас, и, кажется, загудит земля, вихрем промчится он по степи, оставляя за собой облако клубящейся пыли.
Какими подвигами прославился Илья в былинах? Он чаще других стоит на "заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами земли Русской. Илья Муромец известен как победитель Соловья-Разбойника, он один уничтожил четыреста разбойников, истребил несметные полчища врагов во главе с Идолищем Поганым и Калиным-царем. Работая над картиной, В.М. Васнецов тщательно изучал не только былины, но и летописи. Нет ни в одной из них упоминания об Илье Муромце. Авторы вузовского учебника по устному народному творчеству утверждают, что у этого самого любимого героя русских былин не было исторического прототипа, пишут, что это "образ широкого обобщения".
Но известно, что в пещерах Киево-Печерской Лавры почивают нетленные мощи (здесь необходимо объяснить детям, что это такое) святого инока. Видно, что был он очень крупного телосложения, а левая рука его пробита копьем. Житие этого святого не написано, однако сохранилось имя - Илья Муромец. Праздник этого святого (день его памяти) приходится на 19 декабря/1 января.
Но вернемся к картине. О сидящем по правую руку от Ильи Иуромца Добрыне Никитиче сохранились упоминания в летописях. Каким рисуют его былины? Это победитель злого змея Горыныча и Батыги (Батыя), Здесь хорошо бы показать детям репродукцию картины В.М. Васнецова "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змием". Пусть дети увидят, как могуч Добрыня, хотя он и уступает в силе Илье Муромцу.
Былины рассказывают, что Добрыня знатного происхождения, он сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга и щит заморской работы украшенный жемчугами. Огромный меч готов выхватить Добрыня из золотых ножен. Красавец белый конь (в былинах его называют ласково «Белеюшко») Стоит в нарядной сбруе с золотыми украшениями. Ветер растрепал его густую гриву, распушил хвост. Строг, справедлив, благороден Добрыня Никитич. На груди его заметен крест. Так Васнецова отразил исторический факт, почерпнутый из летописных известий, что Добрыня был сподвижником святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Образ Добрыни был особенно близок В. М.Васнецову, неслучайно ему он придал черты собственного облика.
По левую руку от Ильи Муромца находится самый молодой богатырь - Алеша Попович. Это прозвище говорит о том, что происходит он из семьи священника. Летописи упоминают о двух разных богатырях - Алексее и Александре Поповичах. Один их них служил князю Владимиру и получил за храбрость золотую гривну, другой погиб в битве на реке Калке.
Как выглядит Алеша Попович? Чем вооружен? По сравнению с Ильей Муромцём его облик отмечен чертами тонкости и изящества. Былины говорят о том, что врага побеждает он не столько своей богатырской силой, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью. Однажды сказал Алеша Тугарину Змеёвичу, что позади него войско, а когда тот обернулся, то Алеша убил его. Вот и сейчас, хитро скосив глаза, замышляет Алеша Попович что-то коварное, смертельно-губительное для врага. Ярко-рыжий его конь не такой мощный, как у других богатырей, к чему-то внимательно прислушивается, принюхивается. И пусть он уступит другим богатырским коням в силе, но зато уж, наверняка, превзойдет их в легкости и стремительности бега.
В отличие от своих собратьев, вооружен Алеша легче. В руках у него лишь "тугой лук разрывчатый" да "стрелочка каленая», виднеется рукоятка богатырского меча, зато можно приметить «гусельки яровчатые». Весельчак и балагур, Алеша - мастер попеть и поиграть, приворожить сердца молодушек.
При всей непохожести характеров и обликов богатырей на картине они составляют единое целое. Былины говорят о том, что эти богатыри - крестов братъя, это значит, что заключили они договор побратимства, обменялись нательными крестами, условились о согласии в действиях, поклялись помогать и служить друг другу.
Чем важно такое удивительное единство? Что оно символизирует? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, какое значение для Руси имели подвиги каждого из богатырей, совершенные ими отдельно. Победа любого из них над врагом спасала Русь.
Здесь они вместе, все трое, а значит сила их необорима.
В.М. Васнецов писал: "Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь".
В лице богатырей объединяются перед лицом общего врага все сословия времен «былинной Руси"; то есть того времени, когда на поле брани решался вопрос, быть или не быть Руси православной, существовать ли стране, которая никогда не стремилась к мировому господству, господству, к покорению и уничтожению других народов, стране, в которой никогда не было полководцев типа Чингисхана или Наполеона. Напротив, русскому государству на всем протяжении его истории выпала огромная и ответственная задача - охранять свою святую православную веру, оберегать святыни духа, защищать Христову правду от наступления злых сил, рвущихся к мировому господству.
После обсуждения картины можно составить примерный план сочинения. Какие факты о жизни и творчестве художника запомнились вам? Как работал он над картиной «Богатыри»? Ответ на один из этих вопросов может составить вступление к сочинению.
Для описания картины детям надо еще раз продумать ответы на следующие вопросы:
1. Кто такие богатыри?
2.Как художник передает особенности исторической эпохи, когда существовали богатырские заставы?
3.С помощью каких приемов художник показывает мощь богатырей, создает их монументальные образы?
4.Образ Ильи Муромца: внешний вид, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь;
5.Образ Добрыни Никитича: внешний вид, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь;
6.Образ Алеши Поповича: внешний вид, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь.
Итогом работы должен стать вывод о единстве богатырей, символизирующих непобедимость Святой Руси. В качестве эпиграфа можно взять слова В.М. Васнецова: "Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь".
Литература:
Л.Н. Воронихина, Т.М. Михайлова. Русская живопись XIX века. Книга для чтения с комментарием и словарем. Учебное издание. Русский язык. М., 1990;
И.В. Долгополое. Мастера и шедевры. В 3 т. Т. 2. М., 1987;
И.М. Кравцов, С. Г. Лазутин. Русское устное народное, творчество. Учебник для фил. спец. ун-тов. 2-е изд., испр. и доп. Высшая школа. М., 1983;
Э.В. Кузнецова. Исторический и батальный жанр. Беседы о русской и советской живописи. Кн. для учителя. Просвещение. М., 1982.
наверх |
|