Методическая страница
УРОК ПО КАРТИНЕ М.В. НЕСТЕРОВА «ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ»
УРОК ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА «МАРТ» (1895)
УРОК ПО КАРТИНЕ В.Д. ПОЛЕНОВА "МОСКОВСКИЙ ДВОРИК"
УРОК ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
УРОК ПО КАРТИНЕ В.И. СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»
УРОК ПО КАРТИНЕ И.Е. РЕПИНА «ОСЕННИЙ БУКЕТ»
УРОК ПО КАРТИНЕ И.К. АЙВАЗОВСКОГО «ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»
УРОК ПО КАРТИНЕ В.А. СЕРОВА «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ»
|
|
Методическая страница
УРОК ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА «МАРТ» (1895)
Урок может быть проведен после темы «Имя прилагательное» в 6 классе, если класс хорошо подготовлен, или же в 7 классе после темы «Причастие» - в менее подготовленном классе.
Цели и задачи урока:
продолжить знакомство учащихся с жанром пейзажа;
дать представление об особенностях творчества великого пейзажиста И.И. Левитана;
развивать умение чувствовать основное настроение картины и находить точные слова для его выражения;
провести работу по развитию речи при описании предметов, цветов, звуков, запахов и т.д.
подготовить к написанию сочинения-описания картины
Средства, необходимые для урока:
альбом …… на каждой парте (или открытки с репродукцией картины «Март»)
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран.
Учитель:
ЧАСТЬ 1
а) Недавно мы с вами писали сочинение на тему «Зимой в лесу», т.е. сами создавали словесное описание природы, на уроках литературы говорили о роли пейзажа в литературном произведении, (в каких например?), а сегодня наша задача познакомиться с собственно живописным пейзажем, с пейзажем созданным на холсте кистью и красками.
В переводе с французского этого слово означает «вид страны», «вид местности». Художник-пейзажист изображает природу во всем ее многообразии ( значение слово «пейзаж» может быть записано на доске). Вы сейчас увидите шесть пейзажей разных художников, в том числе западноевропейских. Попробуйте определить среди них русские.
б) Показ на мультимедийном проекторе заранее подготовленной презентации, состоящей из картин англичанина Альфреда Сислея «Мороз в Лувесьене», русского художника Архипа Куинджи «Березовая роща», француза итальянского происхождения Поля Сезанна «Большая сосна близ Экса», Ивана Шишкина «Рожь», русского художник Аркадия Пластова «Первый снег», представителя французской школы Камиля Коро «Старый мост в Манте (естественно, картины могут быть другими; важно только, чтобы они были понятны учащимся данного возраста; возможен показ картин под музыку; во время просмотра ученики отмечают на листочках буквами р-и: русский или иностранный художник).
в) Опрос и вывод (пытаются сделать дети, но учитель все равно подводит итог): Художник вкладывает в картину свою душу, свой характер, а характер человека во многом зависит от того, в какой стране он родился и вырос.
ЧАСТЬ 2
а) В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был И.И. Левитан (1860-1900). Портрет художника (стр.78 альбома или может быть показан на проекторе).
Ему было дано постичь счастье разговора с природой. Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы, чаще всего русской природы. Современники признавали, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое ...дорогое и родное". "Задворки заурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берез,– все превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как–то не замечали".
Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. Сейчас вы сами в этом убедитесь.
б) Показ презентации, состоящей из шести картин Левитана осеннего и весеннего характера ( на картинах названия, презентация положена на музыку).
Часть 3
Сейчас март, и мы подробнее остановимся на картине Левитана «Март». (Стр.79 альбома и на экране)
3.1 Что изображено на картине?
Возможные ответы учащихся в дальнейшем выделены курсивом:
оттаявшая дорога,
-угол деревянного дома,
-запряженная в сани лошадь перед крыльцом
- сугробы тающего снега,
-деревья
3.2
а) О чем говорит нам изображение на картине дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?
Мы чувствуем присутствие человека, кажется, что он только подъехал на санях и вошел в дом, беспечно оставив дверь открытой.
б) Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?
Он радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете;
Вывод: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение.
3.3
а) Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Счастье, желание жить, что-то делать; бодрость, прилив сил
б) расскажите о запахах и звуках, которые можно ощутить?
Запах талого снега, зелени сосен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил
Запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель
3.4
Почему мы можем услышать столько звуков на картине?
Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии изменения, пробуждения природы.
3.5
Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились – о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?
Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания.
3.6
Словарная работа
Как рассказать так, чтобы не знающий эту картину человек мог себе ее представить? Найдите точные, выразительные слова, используйте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Возможно, вам понадобятся сложные прилагательные (как они пишутся? возможно повторение правила правописания сложных прилагательных) или прилагательные с орфограммой «одно и два «Н» в суффиксах» (также возможно повторение орфографического правила). Порядок, по которому будем описывать картину, предложен вам в таблицах, используйте их как черновики (таблица состоит из двух граф: в одной перечислены пункты, которые вы видите ниже, в другой оставлено место для того, чтобы школьники заполнили их словами, словосочетаниями или предложениями, наиболее ярко отражающими характер описываемого явления или предмета)
а) Освещение, солнце
Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце
б) Основные цвета
Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так передает солнечный свет.
в) Снег
Сероватый с загрязненной коркой, потемневший, ноздреватый; то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, и поэтому желтоватый, то в тени голубой; тающие сугробы; стеклянный блеск талой воды; от тающего снега веет сырой прохладой; отдельные выпуклые мазки для изображения снега, мы как бы чувствуем его рыхлость.
г) Деревья и скворечник
Розоватые, впитавшие солнце тонкие ветки берез, их стволы тянутся вверх, а прозрачные ветки усиливают воздушность картины; набухли почки, уже готовятся выпустить свои листочки; скворечник, ожидающий улетевших на зиму хозяев; зелень сосен кажется уставшей от долгой зимы, какой-то побуревшей
д) Небо
Голубизна неба; светло-голубое безоблачное небо, прозрачное
е) Дорога
Разъезженная дорога, лужи талого снега, из-под снега выступила глинистая земля
ж) Дом
Желтые стены дома, открытая дверь, часть которой находится в тени; уже не нужно беречь тепло –весна; отброшенная ставня; подтаявшая шапка снега на крыше крылечка, со всех сторон как бы обкусанная солнцем;
з) Лошадка
Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне
3.7
Теперь, когда найдены выразительные слова для всего, что мы видим на картине, попробуем объединить все сказанное нами, составив план, в котором будем начинать с наиболее общего, а потом уже переходить к отдельным частям картины. (эту работу можно делать вместе с классом только в том случае, если учитель отводит на работу по картине три часа (вместе с написанием сочинения), при двух часах план уже может быть заранее подготовлен учителем, тем более, что в него включено только то, что обсуждалось на уроке и к чему учащиеся должны были подойти сами.
Возможный план сочинения по картине И.И. Левитана «Март».
1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (запахи, звуки).
2. Пробуждение природы: все находится в движении.
3. Мотив ожидания (указать, какие детали подтверждают это).
4. Незримое присутствие на картине человека. Его настроение.
5. Что и как изображено? (освещение, основные цвета, снег, деревья и скворечник, небо, дорога, дом, лошадка).
6. Ваше отношение к картине.
наверх
|
|