Методическая страница
УРОК ПО КАРТИНЕ М.В. НЕСТЕРОВА «ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ»
УРОК ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА «МАРТ» (1895)
УРОК ПО КАРТИНЕ В.Д. ПОЛЕНОВА «МОСКОВСКИЙ ДВОРИК»
УРОК ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
УРОК ПО КАРТИНЕ В.И. СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»
УРОК ПО КАРТИНЕ И.Е. РЕПИНА «ОСЕННИЙ БУКЕТ»
УРОК ПО КАРТИНЕ И.К. АЙВАЗОВСКОГО «ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»
УРОК ПО КАРТИНЕ В.А. СЕРОВА «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ»
|
|
Методическая страница
УРОК ПО КАРТИНЕ М.В. НЕСТЕРОВА «ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ»
Такой урок предпочтительно давать после прохождения по литературе в 8 классе «Жития Сергея Радонежского», написанного Епифанием Премудрым.
1. Краткое, заранее подготовленное сообщение ученика о творческом пути Нестерова (с показом основных картин), о создании им так называемого “Сергиевского цикла”, в который вошли «Видение отроку Варфоломею», “Юность преподобного Сергия”, “Труды Сергия Радонежского”, “Преподобный Сергий Радонежский”
2. Работа по «Житию …»
Кто такой Сергий Радонежский? Что вы знаете о нем из жития?
Сергий Радонежский - один из самых почитаемых святых на Руси, основатель Троице-Сергиевой лавры.
Открываем картину.
Найдите в житие эпизод, который лег в основу картины? Чтение эпизода.
3. Беседа с учениками с целью научить их понимать искусство живописи, видеть средства, с помощью которых художник добивается того или иного впечатления (например, композиционные и цветовые решения в картине). Практическим результатом такого обсуждения становится составление плана к сочинению и подбор необходимой лексики.
Какое настроение вызывает у вас картина? Какие ассоциации?
Следует ожидать, а в случае отсутствия ответов - добиваться с помощью наводящих вопросов приблизительно таких высказываний:
Ощущение спокойствия и умиротворения, все замерло после суеты летних трудов в ожидании осени; прозрачность воздуха, неяркие краски создают ощущение простора; легкая грусть; какая-то таинственность и ожидание чуда. У учеников возникают ассоциации с пейзажами, окружающими их во время летнего отдыха на дачах и в деревнях. Это надо поддерживать, так как таким образом можно выйти на мысль о типичности нестеровского пейзажа – в его картине сразу можно узнать российскую глубинку, этот вид (можно сообщить, кстати, что местом действия служит реальный среднерусский пейзаж в окрестностях Абрамцева под Москвой) очень характерен для средней полосы России своей бесконечностью, уходящей вдаль перспективой.
Благодаря чему при взгляде на картину появляются названные вами чувства и ощущения?
Благодаря пейзажу.
Учитель сообщает ученикам, что природа играет в нестеровской живописи особую роль. В его картинах она выступает как «действующее лицо», усиливая общее настроение. У Нестерова редко встречаются картины без пейзажей, правда, почти нет и «безлюдных» пейзажей. Следует подробное обсуждение пейзажа.
Сколько планов можно выделить на картине?
Три плана картины: полянка с дубом и тоненькой березкой, на которой стоят старец и отрок, затем поля, дорога, огороды, церковь на фоне леса, два холма, поросшие лесом, которые спускаются навстречу друг другу. Они как бы являются границей между средним планом и дальним - теряющимися в туманной дымке полями и сливающимся с линией горизонта лесом.
Чего добивается художник с помощью такой композиции?
Именно так создается ощущение простора и широты, которое вы заметили раньше. Иногда школьники сами замечают «телескопичность» композиции: широкое изображение на первом плане постепенно сужается, таким образом достигается его глубина. Очень большую роль в композиции играют два лесистых холма, за счет них пространство сужается, а наш взгляд уходит в глубину.
Каковы основные цвета картины? Освещение? Что привлекло ваше внимание в пейзаже?
День пасмурный, и от этого еще более нежный, солнца не видно, но оно чувствуется из-за облаков. Ярких красок в картине почти нет, бросается в глаза только ярко-зеленая полоска огорода. В основном художник использует оттенки желтого, красного и коричневого. Можно обратить внимание, что однотонных цветов в картине, как и в самой природе, нет.
Нужно посоветовать ученикам не просто перечислять все детали пейзажа, а выбирать только то, что как-то затронуло их, родило в них определенное чувство или мысль. Думается, что необходимо обратить внимание на купола церкви, выделяющиеся своей синевой на фоне сероватого неба. Интересно, что по цвету и по устремленности вверх они напоминают васильки, растущие на переднем плане картины. Разъезженные колеи дороги напоминают о присутствии человека, создают ощущение близкого дома и, как ни странно, рождают мысль о бесконечности.
На фоне такого типично русского пейзажа Нестеров изобразил фигуру отрока и старца?
Учитель сообщает ребятам, что художник, уже найдя убедительный пейзаж, написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины, долго не мог решить, каким будет лицо мальчика.
Но однажды, идя по деревне, он заметил девочку лет десяти, стрижёную, с большими, широко открытыми, удивлёнными глазами, болезненную, с горячечно дышащим ртом. Это было то, что требовалось.
Как выглядит отрок? Обратите внимание на выражение лица, взгляд, руки, позу, одежду.
Большие, почти круглые глаза Варфоломея устремлены на святого, худенькие ручки молитвенно сложены перед его грудью. Лицо худое, болезненное, с синевой под глазами, но в выражении лица, в благоговейном внимании чувствуется духовная сила. Волосы по цвету перекликаются с цветом осенних деревьев и травы, единственное белое пятно в картине – его рубашка – символизирует молодость и чистоту. Его одежда: рубашка, , темно-синие порты и красные сапожки – говорит о его простом происхождении; кнут, перекинутый через руку, напоминает нам о его занятии. Даже не приглядываясь к картине, можно понять, что между пастушком и монахом идет разговор не на бытовые, а на возвышенные темы. Поза мальчика, чуть согнутые колени и спина, выражает преклонение перед святостью и мудростью старца. Он верит в чудесную силу старца и поэтому замер в ожидании чуда.
Как художник расположил фигуру старца? Как он выглядит? Поза, руки, одежда.
М. Нестеров на этой картине так поставил фигуру старца по отношению к отроку, что то, что происходит на картине, воспринимается зрителем не как «Встреча отрока со старцем», а именно как «Видение отроку Варфоломею»: старец как будто не пришел к дубу, как пришел мальчик по лугу, а «вдруг отделился от темного ствола большого дерева» - и предстал пред отроком, пошедшим в поле за конями. Лица старца мы не видим, но нимб над головой, почти прозрачный, свидетельствует о его святости, а белая борода – о мудрости и старости. Из-за его тёмного одеяния создаётся впечатление массивности фигуры старца. Расположение фигур, их цветовое решение, размер – всё это подчеркивает контраст между молодостью и старостью. Можно подвести учеников в процессе обсуждения к такому наблюдению: изображение молоденькой березки с белым стволом и огромного черного дуба тоже поддерживает этот контраст. Вместе с передачей просфоры, которую старец протягивает мальчику, происходит как бы передача и божественной силы и мудрости. Интересно, что и старец слегка склонен перед отроком, то ли в порыве нежности, то ли предвидя в нем святого.
В заключение учитель может познакомить с высказыванием о картине самого автора.
М.В. Нестеров был убежден в том, что «Явление отроку Варфоломею» - его лучшее произведение, наиболее полно и совершенно выразившее его художественный идеал. Он всегда утверждал: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей. Вот если через 30, 50 лет после моей смерти он еще что-то будет говорить людям - значит он жив, значит жив и я».
В процессе обсуждения можно посоветовать заполнять таблицу, приведенную ниже (ее нужно заранее распечатать на листах А4). В нее учащиеся вписывают слова, словосочетания, предложения, которые покажутся им наиболее интересными и яркими (желательно, не под диктовку). Заполненная таблица служит планом и одновременно заготовкой к сочинению.
Что надо описать? |
Как надо описать? |
1. Пейзаж (поле; деревья; церковь; река; деревья на заднем плане; холм; огороды и посевы (темно-зеленая капуста); небо). |
|
2. Фигура отрока (руки; выражение лица (взгляд); одежда; кнут; поза (преклонены колени). |
|
3. Фигура старца (нимб; поза; руки; одежда). |
|
4. Общее настроение. |
|
наверх
|
|