. : по картине «Март»
. : по картине «Весна. Большая вода»

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ




Конспект урока по картине «Весна. Большая вода»


Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов — излюб­ленная тема и русской живописи, и русской литературы. С не­обычайной живописной свежестью и полнотой воплотилась эта тема в знаменитом холсте И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Уже в названии полотна, состоящем из двух фраз, нель­зя не почувствовать стремления художника кратко рассказать об изображенном. Подобные двойные названия, в которых со­держится своего рода сжатое повествование, характерны для И.И. Левитана: «Вечер. Золотой Плёс», «Деревня. Лунная ночь», «Солнечный день. Озеро», «Осенний день. Сокольни­ки», «Осень. Солнечный день», «Сумерки. Стога»... Худож­ник словно зовет зрителя «прочитать» изобразительный рас­сказ и глубоко проникнуться тем поэтическим чувством, кото­рое вдохновляло его кисть.

В своей книге «Рассказы о русском пейзаже» В.Н. Осокин пишет: «Весна. Большая вода» — лирико-музыкальная поэ­ма художника о половодье в русских полях, о грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах, о весне света, как потом назвал это явление Пришвин, и еще об очень многом, что хотелось описывать не прозой, а стихами или воссоздавать музыкой». Искусствовед В. А. Алек­сеева, автор книги «Что такое искусство?», как раз и поддает­ся этому соблазну — описывать полотно не прозой, а стихами. Она комментирует картину И.И. Левитана «Весна. Большая вода» белыми, т. е. нерифмованными, стихами:

Кто самый тонкий, щедрый живописец?

Ну кто горазд на выдумки такие в цвете,

Что даже безразличный восхитится?

Конечно, мудрая Природа!

А пейзажист — лишь ученик ее, овладевающий «пленэром»

(когда он пишет под открытым небом).

Чем больше преуспел, тем больше наблюдает, тем кисть подвижней!

Как она точна, смела, изящна в весеннем половодье!

Голубизной ликует мир в картине Левитана!

Вопросы и задания

1. Постарайтесь «прочитать» рассказ художника о весенней природе и изложить свои впечат­ления от картины «Весна. Большая вода» в сочинении. Прислушайтесь к мнению искусство­ведов, тяготеющих к поэзии в своей передаче содержания картины Левитана. Вспомните сти­хотворения русских поэтов о весне и процитируйте в письменной работе те строки, которые близки по духу картине «Весна. Большая вода»: ведь, как известно, работы Левитана назы­вали пейзажами настроения.

2. Подумайте о том, как построить сочинение, чтобы в нем сочетались ваша собственная оцен­ка картины художника, возможно созвучная мнению искусствоведов (пусть вас это не сму­щает, вы лишь в начале пути), с фрагментами поэтических произведений.