Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад, Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней; Он лучше дело все погубит И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета.
----- Зубастой Щуке в мысль пришло За кошачье приняться ремесло. Не знаю: завистью ее лукавый мучил Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил? Но только вздумала Кота она просить, Чтоб взял ее с собой он на охоту Мышей в амбаре половить. 'Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу?- Стал Щуке Васька говорить.- Смотри, кума, чтобы не осрамиться: Недаром говорится, Что дело мастера боится'.- 'И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей'.- 'Так в добрый час, пойдем!' Пошли, засели. Натешился, наелся Кот, И кумушку проведать он идет; А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,- И крысы хвост у ней отъели. Тут видя, что куме совсем не в силу труд, Кум замертво стащил ее обратно в пруд. И дельно! Это, Щука, Тебе наука: Вперед умнее быть И за мышами не ходить.
Печи – выпекать.
Тачать – шить.
Стократ – много раз.
Ремесло – дело, профессия.
Амбар – место, где хранится зерно.
Кума – так раньше обращались к знакомой женщине.
Куманёк – так ласково раньше обращались к знакомому мужчине.
Натешиться – развлечься, получить удовольствие.
Вздорней – нелепее.
1. Почему дедушка Крылов считает, что случится беда, если «пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»? Как ты думаешь, вкусные ли пирожные испечет сапожник, сумеет ли пирожник-кондитер сделать красивые и удобные сапоги?
2. Нужно ли браться за дело, если совсем не умеешь выполнять его? Кто из басни взялся не за свое дело – Кот или Щука?
3. О чём попросила Щука Кота? Почему он начал её отговаривать?
4. Фраза «дело мастера боится» означает, что хорошо работу выполнит только тот, кто давно её делает, настоящий мастер. Про кого из взрослых (дедушку, бабушку, папу, маму) ты мог так сказать? А можно ли так сказать про щуку? Умеет ли она ловить мышей?
5. Что в итоге случилось на охоте?
6. Чему учит басня?
Народная Мудрость
Подумай
У русского народа очень много пословиц о труде и праздности. Прочитай несколько и выбери те, которые больше подходят к морали этой басни.