ИСТОРИЯ ДВОРЦОВ НЕМЕЦКОЙ СЛОБОДЫ
 
Франц Лефорт

Лефортовский дворец

      Франц Лефорт родился в 1656 г. в Женеве в семье торговца. Вопреки воле семьи, Лефорт в 1674г. уехал в Голландию, а затем на военную службу в далекую Московию. Прибыв в русскую столицу в чине капитана, он поселился в Москве, в Немецкой слободе. В дальнейшем его судьба сложилась так, что он прочно осел в России, выучил русский язык, женился на дочери подполковника Сугэ Елизавете. В отсутствие крупных военных операций Лефорт служил некоторое время в должности секретаря датского дипломата. Но с конца 1678г. он был назначен командиром роты в составе киевского гарнизона. В Киеве он служил два с половиной года, участвовал в военных походах и в стычках с крымскими татарами. В 1683г. Лефорт был дважды повышен по службе, сначала майор, потом подполковник. Лефорт был человеком светским, с хорошими манерами, необыкновенно живой, ловкий, веселый, откровенный, симпатичный, собою был очень хорош, в обществе умел всех оживить, развеселить, никто не мог лучше его устраивать праздники или пиршества. Он по развитию стоял намного выше русских и страстно любил нравы и обычаи цивилизованных европейских городов. Никто лучше Лефорта не владел ружьём и топором, из кости и из дерева он с необыкновенным искусством точил тонкие вещи. Он правил рулем и парусом как самый опытный боец, метко бросал гранаты, наводил оружие.
      В Немецкой слободе встретил Лефорта царь Петр и сразу же сблизился с ним. Лефорт служил для Петра руководителем в новой, запретной и привлекательной слободе. Он полюбился царю своей веселостью, открытостью, умом, гостеприимством. Вот как описывал его князь Б.И. Куракин, хорошо знавший окружение Петра: "Помянутой Лефорт был человек забавной и роскошной или назвать дебошан французской. И непрестанно давал у себя в доме обеды, супе и балы…"
     В доме Лефорта (он находился поблизости от нынешнего Дворцового моста, на окраине слободы) Петр впервые встретил своего будущего "друга сердечного" Александра Меншикова, о котором сам Лефорт сказал, "что может он с пользою употреблен быть в лучшей должности".
     С фавором к Лефорту пришли отличия и пожалования: он был сделан генерал-адмиралом и для него царь стал строить роскошный дворец на правом берегу Яузы, по улице, которая до 1933 г. называлась Коровий брод (2-я Бауманская улица, № 3). Дворец Лефорта
     Закончили дворец в 1698 г. под руководством мастера каменных дел Дмитрия Аксамитова. Это было великолепное сооружение с высокими крышами, украшенными резными гребнями. Оно представляло собой удивительную смесь западноевропейского стиля с типичными для Руси палатными постройками с многочисленными элементами московского барокко. Это была первая в русской архитектуре попытка освобождения от допетровских форм зодчества. Во дворце находился огромный зал высотой 10 метров и площадью более 300 кв. метров, украшенный портретом Петра, картинами и множеством зеркал, обитый шпалерами и английским красным сукном. Этот зал мог одновременно вместить 1500 гостей. По описанию современника, одна из комнат "обита зеленой кожей и уставлена ценными шкафами, вторая содержит предметы китайской работы, третья украшена серебряной дамасской парчой и здесь находится кровать трех локтей высотой с красноватыми занавесями; четвертую комнату его величество сверху донизу украсил маринами, а с потолка свешивались галера и корабли".
     В марте 1694 г. Лефорт сообщает в письме своему брату: "В саду имеются пруды, которых здесь нелегко найти, и в них множество рыбы. По другую сторону реки у меня есть парк, где находятся разнообразные дикие животные. Мой дом самый красивый и самый приятный из всех в окрестности; люди этой страны приходят сюда, чтобы посмотреть его как редкость". Как и большинство архитектурных сооружений петровской эпохи в Немецкой слободе, главный фасад дворца обращен не на улицу, а на реку, что, вероятно, было связано с представлением о Яузе как о судоходной реке. Вокруг сооружения на галереях должны были быть поставлены 50 небольших пушек.
     Новоселье в новом дворце состоялось 12 февраля 1699 г. Освящал дворец во имя Вакха - бога вина и веселья - Никита Зотов, "патриарх всея Яузы и Кукуя", приглашенным на новоселье было запрещено покидать дворец в течение трех суток, спать велено было по очереди, сменяя тех, кто водил хороводы. А менее чем через месяц - 2 марта - хозяин роскошных палат на 46 году жизни скончался. Лефорта похоронили в присутствии Петра в реформатской церкви на Немецкой улице.
     После смерти хозяина дворец на берегу Яузы стал служить то помещением для приезжих иностранных послов, то домом приемов и празднеств, устраиваемых Петром. Так, в Лефортовском дворце шумно отпраздновали свадьбу царского шута Феофилакга Шанского, а в 1702 г. здесь играла театральная труппа Кунпгга. Преследование русской одежды
     В этом дворце Петр собственноручно укорачивал платья и брил бороды. В центральном зале Лефортовского дворца были организованы ассамблеи, в которых впервые приняли участие русские женщины.
     После того, как в 1706 г. сгорел дом А.Д. Меншикова в Семеновской слободе, Петр пожаловал ему Лефортов дворец, подарив две тысячи рублей на достройку.
     Новый хозяин поручил ее архитектору Марио Фонтана для того, чтобы он смог "выказать свой талант на фасаде дома в Немецкой слободе". К дворцу на берегу Яузы Фонтана пристроил ряды двухэтажных флигелей в виде незамкнутого квадрата, которые соединялись с главным зданием переходами, и соорудил большой замкнутый прямоугольный двор с открытыми внутрь аркадами. Сподвижник Петра А.Д. Меншиков
     На втором этаже флигелей находились многочисленные жилые комнаты, а на первом - различные хозяйственные помещения. В торцевой части южного флигеля (если смотреть на здание с улицы, то правого) Меншиков устроил домовую церковь. Так в России появился первый городской ансамбль в стиле раннего классицизма. Фасад со стороны двора
















Современный вид Лефортовского дворца со стороны ул. Коровий брод
      В Москве, как это бывало и в Петербурге, Петр, сам живший очень скромно, пользовался дворцом Меншикова для встреч с послами и устройства всякого рода празднеств.
     Лефортовский дворец оставался во владении Меньшикова до 1727 г., когда тот потерпел сокрушительное поражение в борьбе за власть. Его отправили в ссылку, а имущество конфисковали. В казну попал и дворец на берегу Яузы.
     Здесь остановился император Петр II, прибывший в Москву на коронацию, которая совершилась 24 февраля 1727 г. В этом же дворце умерла его сестра Наталья Алексеевна, скончавшаяся пятнадцати лет от чахотки 22 ноября этого же года, и Петр покинул дворец, но в апреле следующего года опять поселился в нем. Князья Долгорукие, под влияние которых попал Петр, задумали женить его на дочери князя Алексея Долгорукого Екатерине и успели совершить торжественное обручение.
Петр II Екатерина Долгорукова
     Из Головинского дворца, где жили Долгорукие, процессия из множества карет, сопровождаемых придворными чинами и 1200 гренадерами, направилась через Салтыков мост на другой берег Яузы к Лефортовскому дворцу, где в одной из зал находился стол, покрытый золотой парчой, а на нем крест и две золотые тарелки с обручальными кольцами, но вмешался его величество случай: 6 января 1730 г. в праздник Крещения Петр II поехал на праздник водосвятия, а на следующий день у него обнаружилась страшная тогда болезнь - оспа. Болел он недолго, и 18 января 1730 г., в тот самый день, на который было назначено бракосочетание, скончался в Лефортовском дворце.
     На заседании Верховного Тайного Совета, состоявшемся в этом дворце, решено было пригласить на престол Анну Иоанновну.
      После этих событий дворец изредка использовался для самых различных целей - в нем останавливалась в 1742 г. после коронации Елизавета Петровна.
      Иногда селили там иностранных посланников и членов их свиты. В большой московский пожар, случившийся 29 мая 1737 г. и начавшийся у церкви Антишш, что против Колымажного двора, Лефортовский дворец сгорел и был потом значительно перестроен. В 1771 г. в нем устроили чумной карантин, потом там жили театральные служители, а с января 1804 г. сюда перевезли из Кремля архив Военной конторы, находившийся здесь до 1812г. После этого дворец стоял необитаемым, и, как писал в прошлом веке его историк, "сама природа, без всякой человеческой заботы, украсила его дикорастущими большими деревьями по окнам, дверям, кровле и т. п. В нем имели пристанище стаи птиц и толпы жуликов, так что поздно вечером и ночью никто не смел проходить мимо".
'Двойной заслон' перед военно-историческим архивом
     Только в конце 1840-х - начале 1850-х гг. дворец исправили, надстроили третьим этажом, переделали внутри и опять разместили в нем архивные дела: на этот раз Московского отделения архива Главного штаба. И по настоящее время в нем хранятся исторические документы сразу двух архивов - военно-исторического и фотодокументов.
     Дом несколько раз перестраивался после различных повреждений, сейчас со стороны Яузы главное здание просматривается плохо, на месте сада у самого дома - густая поросль деревьев и диких кустов, закрывающая здание, ближе к набережной - отгороженная сеткой асфальтированная площадка для машин. Лучше выглядит каре со стороны улицы Коровий Брод (ныне 2-я Бауманская). Сохранились и великолепные ворота, напоминающие чем-то портал Арсенала. Въездные ворота




     Даже в перестроенном виде восточный фасад со стороны Яузы может быть украшением набережной. Думается, следует ликвидировать площадку, возродить сад, который бы не закрывал дома, и вернуть Лефортовскому дворцу его градостроительную роль.
     В семье начальника военного архива Дмитрия Васильевича Васильева, жившего на казенной квартире, в 1900 г. родился сын Сергей, будущий режиссер известного кинофильма "Чапаев". Первые 12 лет он прожил в дворовом флигеле, где и помещена мемориальная доска.

Марлинский дворец


     Слева от дворца Лефорта стоял так называемый Желтый дворец, называвшийся также Марлинским ( в книге под редакцией Е.П. Миклашевской и М.С. Цепляевой "Лефортово" упоминается об этих дворцах как о двух разных, вошедших при Павле I в комплекс Слободского дворца) Это название было перенесено сюда из Петергофа, где находился небольшой дворец Марли, построенный в 1723 г. по образцу дворца в городе Марли короля Людовика XIV, законодателя мод тогдашней Европы. К сожалению, ничего не известно ни об истории, ни о внешнем виде московского дворца, исчезнувшего, вероятно, после пожара 1812 г. Один из первых исследователей истории московского быта, поэт и драматург М.Н. Макаров, проживший в Москве с конца XVIII в. и до кончины в 1847 г., писал, что в этом дворце жили придворные певчие, и в том числе престарелые, бывшие уже на пенсии. Название "Марлинский" в народе переделали на более понятное: "Простолюдины звали этот дом Мурлышным, что на ладу (понимая, что тут мурлыкали, пели и ладили).
     Спавшие с голосу певчие, как бы в честь себе, добавляли к своим фамилиям прозвание Марлинских и от того-то бывало, Боярин Московской, устраивая собственный хор из домочадцев, говаривал, что у него регентом ученый певчий Марлинец, только спавший с голоса".

Слободской дворец

Слободской дворец
     На улице Коровий брод (в конце XVIII в. - ул. Рыкова, теперь - 2-я Бауманская), справа от Лефортовского находится Слободской дворец, тот самый, в котором сейчас помещается МГТУ.
     История его начинается с 1749 г., когда канцлер А. П. Бестужев-Рюмин начал строительство своего большого московского дома. Императрица Елизавета Петровна часто приезжала в Москву, и ее ближайшему советнику и руководителю русской внешней политики не пристало быть в Москве без своего дома, место для которого он выбрал в самом фешенебельном районе - Немецкой слободе, рядом с императорскими дворцами. Позже, в 1752 г., он писал Елизавете: "Однако ж и то истинно, что скупя разные пустыри, искривившиеся хижины и мерзевшие болота, все в проспекте Императорского дома стоявшие, за нужно и должно я находил такое строение на том месте поставить, которое, стоя против и подле Императорских домов, не казалось бы близостью своею отнимать их великолепие".
     Строительство дворца длилось долго, ведь владелец жил большей частью в Петербурге, где у него на Каменном острове тоже строился огромный дворец - он даже жаловался, что обе постройки его совсем разорили. К 1758 г., времени его опалы и ссылки, отделка московского дворца была еще далеко не закончена. По навету врагов Бестужева обвинили в измене и приговорили к смертной казни - отсечению головы, но императрица Елизавета, помня его прежние заслуги и то, что он был одним из возведших ее на престол, заменила казнь ссылкой в село Горетово, недалеко от Можайска, где ему было велено жить, не отлучаясь, "дабы другие были ограждены от уловления мерзкими ухищрениями состарившегося в них злодея". Екатерина II возвратила Бестужева из ссылки, специально созданная комиссия его оправдала, он даже был награжден чином генерал-фельдмаршала, но влияния на государственные дела уже не имел. Бестужев просил Екатерину купить его московский дом, и в 1764 г. его приобрели за 34 тысячи рублей в казну, а через три года подарили фавориту императрицы Алексею Орлову. Однако временщик почти не жил в нем, дворец постепенно ветшал, так что в 1778 г его хотели даже разобрать, а материал использовать для строения Екатерининского дворца напротив, на другом берегу Яузы. В 1787 г. Слободской дворец был пожалован Екатериной другому руководителю внешней политики России - А. А. Безбородко.
     Перестройка пожалованного этому влиятельному вельможе дворца производилась по проекту лучшего петербургского архитектора Джакомо Кваренги и под руководством лучшего московского - Матвея Казакова, а деревянную церковь, во имя Михаила Малеина, пристроенную к зданию дворца, проектировал Василий Баженов (эта церковь сгорела в 1812 г.). В 1764 г. Безбородко писал: "Дом мой отделан и теперь в городе первый". О нем сохранились восхищенные отзывы современников - вот что, например, было написано в "Дневных записках" польского короля Станислава Понятовского, побывавшего в Москве в апреле 1797 г.: "Король осматривал дом Министра Графа Безбородки... Особенно прекрасны бронзы, ковры и стулья - последние и покойны и чрезвычайно богаты. Это здание ценят в 700000 рублей. Граф Безбородко, который сам показывал Королю все комнаты, сказал, что он построил этот замок в девять лет. Петербургский его дом, который богатее драгоценными картинами, не может равняться с Московским в великолепии убранства; многие путешественники, которые имели случай видеть Сен-Клу в то время, когда он совсем отделан был для французской королевы, утверждают, что в украшении Безбородкина Дворца и большее пышности и более вкусу".
     Существует легенда, что Павел I однажды, стоя у окна в доме графа Безбородко, откуда был виден прелестный сад, мимоходом заметил, что здесь можно было устроить великолепный плац. Безбородко немедленно приказал вырубить все кусты и деревья, превратив сад в плац-парад, который так понравился императору, что он приобрел за дорогую цену весь дворец. Взамен же император отдал Безбородко "порожнее место на Яузе у Николы в Воробине", у нынешнего Николоворобинского переулка, где тот задумал строить с помощью того же Кваренги новый огромный дом.
     В бывшем безбородкинском, а теперь Слободском дворце остановился Александр I летом 1812г., во время войны с наполеоновской Францией. Залы дворца были свидетелями патриотического подъема, охватившего дворянство и купечество, щедро жертвовавших на оборону отечества. С собрания в Слободском дворце, как пишет П. А. Вяземский, участник Отечественной войны 1812 года, "война приняла характер войны народной".
     В дворцовом ведомстве Слободской дворец оставался до тех пор, пока не перешел в ведение Воспитательного дома. С развитием отечественной промышленности потребность в искусных мастерах стремительно возрастала, и московский Воспитательный дом решил ответить на возросший спрос. В здании дворца предполагалось разместить 300 воспитанников, будущих учеников нового ремесленного заведения при Воспитательном доме.
     Неизбежные перестройки во дворце были поручены ведущему тогда московскому архитектору Д. И. Жилярди. Дело в том, что в пожар 1812 г. Слободской дворец очень пострадал и к тому же долгое время стоял без всякого употребления - крыши не было, флигели сгорели, а от центральной части остались лишь стены, и, естественно, были необходимы не только перестройки, но и основательный ремонт. В 1827 г. Жилярди представил окончательный проект, и тогда же начались работы по переустройству, закончившиеся только через пять лет. Архитектор придал зданию черты, присущие позднему московскому ампиру, - тяжеловесность, скупой декор на больших плоскостях стен. Обращает на себя внимание наиболее часто повторяемый Жилярди декоративный прием, объединяющий протяженный фасад, - ордерная арка, поддерживаемая спаренными дорическими колоннами. Слободской дворец Слободской дворец














     Садовый фасад решен более традиционно: в его центре выступает высокая стройная ионическая колоннада, окружающая полуротонду.
     Центр здания отмечала многофигурная скульптурная композиция, выполненная И. П. Витали, изображавшая единение Науки и Искусства. Там изображена богиня мудрости Минерва, окруженная аллегорическими изображениями наук и ремесел. Скульптурная группа на фасаде Слободского дворца Церковь во имя Марии Магдалины














     Вместо сгоревшей в 1812 г. церкви Михаила Малеина в 1832 г. была освящена уже в самом здании церковь во имя Марии Магдалины. Ее храмовое помещение располагалось над той частью, где сейчас зал ученого совета МГТУ.
     Здание отделяет от двора решетка, заключенная между несколькими каменными столбами, на которой помещены круглые медальоны с масками и надписями.
     Ремесленное училище, основанное в 1830 г., было преобразовано в 1868 г. в Императорское техническое училище, готовившее высококвалифицированные кадры инженеров-механиков, строителей и технологов. В нем преподавали известные русские ученые Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин. В 1930-1943 гг. училище называлось Механико-машиностроительным институтом, потом ему было возвращено исконное название, а в 1989 г. училище стало называться Московским Государственным техническим университетом. Вид МГТУ сегодня
      В 1905 г., когда был убит большевик Н.Э. Бауман, гроб с его телом стоял в зале Технического училища и революционно настроенная молодежь прощалась со своим соратником. В 1963 г. на территории института был поставлен памятник Н.Э. Бауману (скульптор А. Шлыков).








     
 
Страница 2
На страницу    Оглавление    Маленький московский Петербург    История дворцов Немецкой слободы    Главная улица слободы    Лефортовская площадь и близлежащие переулки    Переулки между Немецкой улицей и Яузой     Переулки между Немецкой и Доброслободской улицами    Место рождения Пушкина