ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ В КАЗАЧЬИХ ОБЛАСТЯХ
В казачьих областях Юго-Востока
России до 1917 года существовало три формы землевладения и
землепользования: надельная, частновладельческая и войсковая. Основной
формой оставалось надельное землевладение и землепользование, характерное
для казаков и коренных крестьян. Землевладение помещиков и оседлых
иногородних крестьян было представлено частновладельческой формой.
Войсковые земли были собственностью казачьих войск и служили источником
доходов войсковой казны от сдачи их в аренду, а также использовались для
отвода юртов вновь созданным станицам, для дополнительного наделения
малоземельных казачьих общин и т. д.
Надельная земля казаков
распределялась между юртами, из которых выделялся пай каждому казаку,
достигшему 17-летнего возраста. Станичный юрт не делился полностью на паи.
Он предназначался как для удовлетворения индивидуальных, так и общинных
нужд жителей станицы. Закон запрещал передачу юртовых земель в частную
собственность, но допускал возможность передачи усадебных участков, садов,
огородов и др. в потомственное владение казачьей семье, что давало свободу
действия административной верхушке станицы.
Центральной фигурой
казачества перед 1917 годом был середняк (более 50% хозяйств), причем по среднероссийским стандартам он больше напоминал кулака.
Основная его масса была связана с надельной формой землевладения, что
объясняло настороженное отношение середняка к перспективам революции и
возможности потерять свою собственность и слиться с крестьянскими массами.
Большая доля середняка в составе крестьянства юго-востока России породила
активное сопротивление новой власти в казачьей среде в годы революции и Гражданской
войны, вылившееся в кровавые, ожесточенные формы. В то же время иногороднее
крестьянство, на 56,4% состоявшее из бедноты и по своему количеству не
уступавшее казачеству, совместно с казачьей беднотой стало той средой, где
большевистские лозунги и агитация имели наибольший успех.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ОБЛИК ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Отношения казачества с государством
характеризовалось, с одной стороны, ограничением его старинной вольности, а
с другой — предоставлением ему экономических и социально-правовых преимуществ в сравнении с остальным населением страны. Правящие
круги империи рассматривали казаков как консервативный «государственный»
элемент и активно использовали их в разгонах демонстраций, в проведении
карательных экспедиций, в конвоировании заключенных к местам ссылки, в
освоении новых территорий и т. д. Свою репутацию опоры государственного
строя казачество подтвердило, приняв активное участие в подавлении
революции 1905 — 1906 годов.
В годы Первой
мировой войны казачьи привилегии были расширены. Законы декларировали общее
равенство, но размер привилегий по ним зависел от положения казака на
социальной лестнице: размер земельного надела был пропорционален воинскому
чину казака. Именно с приверженностью своим привилегиям и связан в первую
очередь консерватизм большинства казаков.