"Тихий Дон" - "Илиада" XX века...
Из истории казачества
«Представьте
себе край, где за несколько копеек
вы купите животрепещущую стерлядь и дорого заплатите за всякую фабричную
вещь; где в иных местах женщины пашут и косят, а в других, как бы подражая
своим восточным прабабушкам, считают за труд заниматься даже самым легкими
работами; где на полудиком коне мчится с арканом в руке
полудикий калмык, и тут же встречается модный экипаж на лежачих рессорах;
где простой земледелец расскажет вам о Париже, Берлине, Варшаве, о
гранитных утесах Финляндии, неприступных вершинах Кавказа и Альп… и о чем
только не расскажут вам старые донцы, изъездившие на своих лошадях Европу
вдоль и поперек? Не правда ли, что край, соединяющий в себе столь
резкие противоположности, по одному уже этому обстоятельству, должен
принадлежать к числу очень интересных стран и должен возбуждать любопытство
в каждом образованном человеке. Но любопытство наше к Донской земле
возрастает еще более, если мы вспомним, что здесь, вследствие особенной
исторической жизни, развились особенные, почти самостоятельные нравы и
обычаи, которых в главной массе народа не успело еще поколебать
всесокрушающее время; что здесь звание мирного земледельца соединено со
званием воина; что здесь люди часто от плуга переходят к занятию
значительных воинских должностей, а оставив
службу, как герои отдаленной древности, нередко снова принимаются за плуг;
что в Донской земле до восьмидесяти тысяч воинов, в каждую минуту готовых
сесть на собственных лошадей и выехать в поле с собственным оружием и в
собственной амуниции, а в случае чрезвычайной надобности и вся мужская
половина народонаселения способна сесть на коня и действовать оружием...
«Очерк земли Войска
Донского» профессора Ходецкого, вышедшей в свет в
середине прошлого столетия.
Герои большинства произведений М. А.
Шолохова— донские казаки. Жизнь казачества с его
традициями, своеобразным бытовым укладом и миросозерцанием, с его
трагической судьбой — особая страница российской истории. Безусловно,
шолоховская проза дает яркое представление о быте и исторических судьбах
казачьего сословия. Однако для тою,
чтобы по-настоящему осмыслить своеобразие характеров шолоховских героев,
мотивировку их поступков, необходимо хорошо представлять, что такое донское
казачество, в чем особенность его формирования и положения в политической,
экономической и социальной структуре дореволюционной России, что определило
трагедию казачества в период Гражданской войны. Поэтому мы приводим краткую
историческую справку, которая позволит в случае необходимости дать
исторический или этнографический комментарий к роману.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
«КАЗАК»
Этимология слова «казак» не выяснена
до сих пор. В. И. Даль считал, что оно происходит от среднеазиатского «казмак», что означает скитаться, бродить. Так называли
себя среднеазиатские киргизы, ведшие кочевой образ жизни. Классики
российской истории В. О. Ключевский и Н. И. Костомаров утверждали, что это
слово было заимствовано у татар в XIV — ХЧ веках, когда предки русских и
украинцев стали интенсивно колонизовать юг и юго-восток России. П. В. Голубовский считал, что слово «казак» вошло в русский
обиход от половцев, у которых оно означало страж, охранник. В начале нашего
века появилась версия, которая в какой-то мере обобщала все эти
утверждения: слово «казак» — монгольского происхождения от «ко» — броня,
лампы и «зах» — межа, граница, словом— «защитник границы».
Место и роль
казачества в российской истории
К ХЧ — XVI векам в Московской Руси
казаками называли свободных людей, работавших по найму или определявшихся
на военную службу для охраны границ государства (служилое казачество). В.
О. Ключевский считал первоначальной родиной русского казачества линию
пограничных городков Московского государства, шедших от средней ' Волги на
Рязань и Тулу, затем переламывающуюся круто на юг до Днепра (линия Путивль
— Переяславль). Южнее этой линии охрана границ
осуществлялась отдельными разъездами (станицами). Эти два вида пограничной
службы разделили «служилых» казаков на городовых (полковых) и станичных
(сторожевых).
Велика роль служилого казачества в
расширении Московского государства в XVI — ХЧП веках, в колонизации новых
земель как юга и юго-востока, так и Сибири и Дальнего Востока. Имена
казачьих вожаков и атаманов: Ермака, В. В. Атласова,
С. И. Дежнева, В. Д. Пояркова, Е. П. Хабарова —
навсегда остались на географической карте нашего Отечества. Наряду со
служилым казачеством в Московской Руси ХЧ — XVI веков существовало и
«вольное» казачество, или, как его еще называли, — «гулящие люди», для
которых было характерно полное отсутствие как
недвижимости, так и постоянного места жительства. Особенно притягательна
для этих людей была южная граница Московского государства. Люди,
недовольные существовавшим порядком, преследуемые государством,
авантюристы, искатели наживы, а позднее и беглые холопы
и раскольники, смешавшись с остатками служилого казачества, фактически
освободившегося на окраине от подчинения государству, и с местным
населением, составили первые казачьи общины на Дону, Тереке и реке Яик (Урал). Объединение в общины диктовалось не только
сходством интересов и единством судьбы, но и необходимостью вести
постоянную вооруженную борьбу с соседними феодальными государствами и
кочевыми народами. Так образовались общины донских и гребенских
(горных) казаков. В казачьих общинах России царило полное равенство членов
при совместном пользовании землей и отсутствии каких-либо налогов и
податей. Казаки выбирали на срок из своей среды войсковым кругом атаманов и
совет старшин. Атаман был лишь исполнителем воли казачьей общины, но во
время боевых походов пользовался неограниченной властью. Совет старшин являлся
своеобразным хранителем и истолкователем обычаев, т. е. заменял собой
отсутствующее в общинах законодательство, а на походе превращался в военный
штаб. Особенностью жизни казачьей общины было то, что ею
управлял обычай, а не закон, и всякое нарушение обычая жестоко
каралось самосудом. Население казачьих общин не было одинаковым в
имущественном смысле. Постепенно из него начинают выделяться казаки,
добывающие себе средства землей и торговлей, склоняющиеся к более оседлой жизни, — «домовитые» казаки. Вместе с
атаманами и казачьим старшиной они составили так называемую «казачью
верхушку», которая впоследствии стала мощной опорой государства.
И середине XVII века вольное
казачество достигло полной политической независимости. Москва была не в
силах обуздать "вольницу", тем более что она сама нуждалась в
казачестве; с другой стороны, казачьи общины, считая себя русскими по крови
и вере, прислушивались к Москве, принимали царских послов и не отказывались
от жалованья за службу. Это определило главные цели политики Российского
государства по отношению к казакам на протяжении XVI — XVII веков:
привлечение их на государственную службу, подчинение их своим интересам,
превращение общин в казачье войско. Эта политика привела к постепенному
превращению вольных казаков в привилегированное военное сословие, положение
которого определялось тем, что за службу государству оно наделялось землей.
Такая форма средневекового пользования землей за службу сохранялась до 1917
года. С начала XVIII века правительство России начинает последовательную
борьбу за уничтожение автономии управления в казачьих войсках. Опираясь на
казачью верхушку, государство отменяет выборность атаманов и старшин,
постепенно превращая их в военных чиновников, а в 1796 году казачья
аристократия получает и права российского дворянства. Государство
использует казачество для своих целей, одна из которых — колонизация новых
земель, проводя преобразования казачьих войск: упраздняя старые и создавая
новые. Важной причиной для преобразования казачьих войск были мощные
крестьянские войны XVII — XVIII веков, всколыхнувшие массы казачества:
крестьянские войны под предводительством С. Т. Разина (1667 — 1671) и Е. И.
Пугачева (1773 — 1775), Булавинское восстание
(1707 — 1709).
Далее...
{1}
{2}
{3}
{4}