Главная arrow ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА arrow Учебно-методические материалы arrow ПОДГОТОВКА к ЕГЭ по русскому языку 2011. Блок текстов о взаимоотношении государства и человека
Friday, 30 September 2022
Главное меню
Статистика

Победитель
I Всероссийского конкурса
в абсолютной номинации
«Лучший школьный сайт
2007-2008»




Городской центр профессионального развития

Блог школьного Всезнайки

Видеоуроки по самым разным направлениям работы в Adobe Photoshop



Время: 19:52
ВСЕГО -
Пользователей:
15161
Статей: 1599
Ссылок: 51


 
Web На сайте школы 1262
Главная ФОТОальбом Ссылки Поиск Форум Контакты

ПОДГОТОВКА к ЕГЭ по русскому языку 2011. Блок текстов о взаимоотношении государства и человека Версия для печати
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
Tuesday, 29 March 2011

Блок текстов о взаимоотношении государства и человека.

 

Текст 1.

Иван Ильин (русский философ первой половины 20 века). Отрывок из книги «общее учение о праве и государстве»

 

Проблема: Влияние государства на личную жизнь граждан, на их убеждения и верования

Позиция: Государство не может влиять на убеждения граждан, потому что нельзя ни полюбить на основании приказа, ни поверить по распоряжению сверху.

Аргументы

1) Пушкин «Капитанская дочка» - отношение Гринева к Пугачеву противоречило присяге и долгу офицера. (аргумент нужно развернуть, привести конкретное доказательство этого отношения  - см. главу «Сирота», ближе к концу)

2) Война и мир. Том 2, часть 2,  главы 17, 21

Эпизод заключения Тильзитского мира между Александром I  и Наполеоном в 1807 году.  Николай Ростов побывал в госпитале у своего военного товарища Денисова, увидел кровь, страдание, оторванные руки и ноги, мертвых, лежащих вперемешку с живыми. Затем он присутствует на параде: Александр и Наполеон объезжают вместе русские войска, Наполеон награждает русского солдата Лазарева, выбранного совершенно случайно, только из-за его высокого роста. Ростова одолевают сомнения: «Ростов  долго  стоял  у угла, издалека глядя  на  пирующих.  В уме  его происходила мучительная работа, которую он  никак не мог довести до конца. В душе  поднимались  страшные сомнения.  То  ему вспоминался Денисов  с  своим изменившимся  выражением, с  своей  покорностью  и  весь  госпиталь с  этими оторванными  руками и  ногами,  с  этой грязью  и  болезнями. Ему  так  живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный  запах мертвого  тела, что он оглядывался, чтобы  понять,  откуда мог  происходить этот  запах. То  ему вспоминался  этот  самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего  же оторванные руки, ноги, убитые  люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и  Денисов, наказанный  и  непрощенный. Он заставал себя  на  таких странных мыслях, что пугался их».

Толстой показывает, как человек, преданный своему государству (императора Александра Ростов считал своим кумиром) и верящий в справедливость того, что происходит в нем, вдруг начинает пересматривать свою позицию, мысли Ростова, от природы законопослушного, перестают совпадать  с официальной идеологией, и никто, никакое государство не может изменить это.

2)Для тех, кто прочитал: Булгаков «Мастер и Маргарита» - образ Мастера, ( тема романа Мастера не совпадает с офиц. идеологией), «Собачье сердце» - образ профессора Преображенского.(отношение профессора к социалистическому строю)

Текст 2

Семен Франк (русский философ первой половины 20 века) Отрывок из книги «Крушение кумиров»

Проблема: Роль государства в жизни человека

Позиция: Автор считает, что, несмотря на то что государство и политическая власть необходимы, духовная жизнь общества не зависит от того или иного строя.

Аргументы

1)      Пушкин. Стихотворение  «Из Пиндемонти»

2)      В.Высоцкий Стихотворение «Чужая колея»

Текст 3. Отрывок из рассказа Чехова «Моя жизнь»

Проблема соотношения прогресса и необходимости помнить о каждом человеке. Или вопросом: может ли считаться прогрессом то явление, при котором не учитываются интересы отдельной личности?

Позиция: Чехов не разделяет позицию своего героя доктора Благово. Для него неприемлем прогресс, «которому дела нет до людей-насекомых и который, вероятно, окончательно перечеркнет в человеке все человеческое». Любой прогресс  - не только для людей вообще, а для каждого человека в отдельности.

Аргументы:

1)      А.С. Пушкин. Поэма  «Медный всадник». Судьба Евгения как упрек Пушкина в адрес Петра I и его деяний.

2)      Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Раскольников в разговоре с Порфирием Петровичем объясняет один из пунктов своей статьи так: «По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству.»

 Все дальнейшие события: мучения  Раскольникова, мировоззрение Сони, признание Раскольникова - свидетельствуют о том, что Достоевский не принимает такую позицию героя. Нельзя считать прогрессивным то, что не является счастьем для отдельно взятого конкретного человека. Каждый человек – ценность, а не «материал» , и никто не вправе нарушать этот принцип гуманизма.

3)Для тех, кто прочитал: В. Распутин. «Прощание с Матерой». Строительство гидроэлектростанции на Ангаре – прогрессивный процесс, но в «зоне затопления оказывается 70 деревень». Жителям этих деревень дают квартиры в городе, но никто не считается с чувствами этих людей, никто не думает о том, что с этими местами связана вся их жизнь, что свое последнее пристанище они хотели бы обрести тоже здесь. Распутин ставит под сомнение необходимость такого строительства и печалится вместе со своими осиротевшими героями.

< Пред.   След. >
С именем Островского

Школа на Житной, 6
с углубленным изучением английского языка
имени А.Н. Островского
(структурное подразделение ГБОУ Школа № 627)


Прошлое и настоящее
НАШЕЙ ШКОЛЫ