Родители смогут увольнять неугодных учителей Лозунг большевиков “Вся власть — Советам” вновь стал актуальным. По крайней мере для отечественных школ: в них скоро появятся управляющие советы, которые начнут решать все главные вопросы, в том числе финансовые и кадровые. И возглавят их папы и мамы учеников.
Кто главный человек в школе? Министр образования Андрей Фурсенко уверен, что ученик. Педагоги утверждают — учитель. А на самом деле это... родители. Именно они возьмут власть в учебных заведениях. Произойдет это, правда, лет через 5—6, когда заработают школьные управляющие советы. Российская школа живет по старинке, никакого общественного управления (о чем твердят модернизаторы образования) нет и в помине. Директора не любят делиться властью, придерживаются принципа “мы посовещались, и я решил”. Родительские комитеты служат для сбора денег, а распоряжается финансами единолично руководитель учебного заведения. И не особенно отчитывается о тратах. Попечительские советы, которые должны быть при каждой школе, есть лишь там, где учатся дети из состоятельных семей. Богатые папы и мамы охотно тратят рубли и доллары на школьные нужды, но в учебный процесс не вмешиваются. То есть выступают в роли спонсоров, а не равноправных партнеров по обучению и воспитанию детей — что подразумевается под термином “государственно-общественное управление образованием”. Директора школ обычно пассивны, ждут указаний “сверху” — что в РОНО скажут, то и будет. Можно привести такой пример. Департамент образования Москвы ежегодно рекомендует сроки проведения каникул. Директора по закону имеют право сдвинуть их на недельку-другую в ту или иную сторону. Казалось бы, пользуйся этим, подстраивай учебный процесс под школьные нужды. Но 99% директоров предпочитают отправлять детей на отдых именно в указанные сроки. 1% несогласных — это школы, где учеба идет не по четвертям, а по триместрам или “долькам” (по 5 недель). Исправить ситуацию должны управляющие советы — представительные органы власти (типа парламента или Думы) в школе. Они, с одной стороны, не дадут директору установить диктат, с другой — помогут ему в решении учебных, хозяйственных и финансовых проблем. Идея таких советов пришла к нам с Запада. Родители и самые уважаемые граждане округа занимаются всеми вопросами школьной жизни: учебными программами, безопасностью, питанием, праздниками, деньгами — вплоть до распределения классов и содержания домашних заданий. Они могут влиять на назначение и увольнение учителей и директоров. По сути, это общественный контроль за школой. У нас же ничего подобного никогда не было: пионерские дружины и комсомольские организации всегда работали под жестким руководством педагогов и вожатых. Зато теперь все будет по-другому. Школьные советы станут демократическими — выбирать в них будут путем прямого тайного голосования. Половину членов составят родители, четверть — ученики старших классов и столько же педагоги. Директор является членом совета “по должности”, но возглавлять его не сможет (как, впрочем, и ученики). Поэтому председателем скорее всего изберут кого-нибудь из родителей, что (вместе с численным перевесом в совете) обеспечит папам и мамам полноту власти в школе. Управляющие советы получат право не только собирать деньги и распределять их на текущие нужды, но и решать вопросы охраны, питания, формы, дополнительных занятий премирования учителей... Они смогут ходатайствовать перед учредителем (управлением образования) об увольнении крикливого учителя или хапуги-директора. Школа, как ожидается, превратится из закрытого, консервативного заведения в некий аналог современного предприятия, где директор — главный менеджер, учителя — нанятые специалисты, а родители — акционеры, которые могут их увольнять и нанимать новых. Школьное самоуправление уже есть в некоторых российских регионах (в том числе в Москве), но таких примеров мало. Законопроект об управляющих советах готовится для рассмотрения в Госдуме. После его принятия, как ожидается, управляющие советы появятся в каждой российской школе...
Игорь СЕРГЕЕВ Источник: mk.ru |