Посмотреть
Пейзаж
Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Март»
Сочинение – описание картины И.К. Айвазовского «Девятый вал»
Сочинение-описание картины Василия Поленова «Московский дворик»
Исторический жанр
Сочинение – описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Сочинение-описание картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»
Портрет
Сочинение-описание картины И.Е. Репина «Осенний букет»
Сочинение - описание картины Серова «Девочка с персиками»
|
|
Сочинение-описание картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
Но идя как игрушка меж вас,
Я горел, я сгорал, и не гас.
И сознаньем был каждый смущен,
что я кровью своей освящен.
И сильней, все сильней каждый раз,
Вы пугались блистающих глаз.
И вы дрогнули все предо мной,
Увидав, что меж вас - я иной.
К. Бальмонт «Сквозь строй»
История написания картины Сурикова «Боярыня Морозова».
Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. Когда Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного. Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, - расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели».
В создании картины очень много помогли художники воспоминания детства. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске. Он был потомком сибирских казаков, пришедших когда-то сюда с Дона под водительством Ермака. В детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. Тогда же он впервые услышал и историю боярыни Морозовой.
В то время в Сибири ещё сохранились черты русского быта 16 – 17 веков: старинные обычаи, песни, одежда. И эти черты художник воплотил в своей картине.
А сколько Суриков работал над образом каждого героя картины!
Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под Москвой. «Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю».
Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни.
Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Её лицо поразило его – это было то что он искал. Суриков написал этюд с неё за два часа. Он хранится в Третьяковской галерее, и называется «Голова боярыни Морозовой». Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнём.
Без конца писал Суриков этюды зимы…«Всё с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили…Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много…Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнёшь колею писать».
Так работал Василий Иванович Суриков. Он шутил над собой, говоря: «Если бы я ад писал, то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял».
Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство. Когда художник работает над картиной, то эти ассоциации вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него.
Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетания чёрного цвета платья Морозовой и белого снега.
В поисках этого цветочного решения он вспомнил, как сильно поразил его когда-то контраст – чёрная ворона на ослепительно белом снегу.
Перспектива и композиция позволили художнику «построить» и уместить на полотне всё, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный и живой мир.
Е. О. Каменева. Твоя палитра
На переднем плане картины в санях изображена женщина. Действие происходит на одной из московских улиц. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Пальцы поднятой руки она сложила двоеперстием, чтобы показать всему народу, что она не отступает от своей веры. Боярыня Морозова не сдаётся даже в последние минуты жизни и верна своей вере.Она призывает народ к борьбе и подвигу. Хоть она и ведёт себя очень решительно, но по её напряжённому лицу видно, что ей очень трудно. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
Вокруг саней толпится народ. Кто-то пришёл посмеяться над бунтаркой, а кто-то ей сочувствует. Например, справа стоят женщины с платками в руках – они плачут, а слева двое мужчин смеются над Феодосией. Юродивый тоже, как и боярыня Морозова, сложил пальцы двоеперстием, как бы обещая ей продолжить её дело.
Характер картины усугубляют зима, холод и снег. Суриков очень точно передал ощущение движения на картине. Слышится скрип саней, на которых везут раскольницу, свист мальчика, бегущего рядом с санями, рыдания и смех толпы. Чёрная одежда боярыни Морозовой контрастирует с её бледным лицом. На картине очень много чёрного цвета: монашка, выглядывающая из-за спины боярышни, странник, женщина у левого края картины - в каждом из этих образов есть что-то от Морозовой, и цвет помогает Сурикову выразить эту мысль.
Эта картина поражает своим упорством и настойчивостью. Боярыня Морозова преданна вере и даже в такой трагический момент в своей жизни не сдаётся, народ даже в такой холод вышел из дома и провожает Феодосию, а лошадь упорно везёт сани.
наверх
|