Главная О проекте Сочинения Картины О художниках Методическая страница О жанрах



Посмотреть


Пейзаж

  • Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Март»

  • Сочинение – описание картины И.К. Айвазовского «Девятый вал»

  • Сочинение-описание картины Василия Поленова «Московский дворик»

    Исторический жанр

  • Сочинение – описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

  • Сочинение-описание картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»

  • Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»

    Портрет

  • Сочинение-описание картины И.Е. Репина «Осенний букет»

  • Сочинение - описание картины Серова «Девочка с персиками»

  •  

     

     

    Сочинение-описание картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»

    Но идя как игрушка меж вас,
    Я горел, я сгорал, и не гас.
    И сознаньем был каждый смущен,
    что я кровью своей освящен.

    И сильней, все сильней каждый раз,
    Вы пугались блистающих глаз.
    И вы дрогнули все предо мной,
    Увидав, что меж вас - я иной.

    К. Бальмонт «Сквозь строй»

    История написания картины Сурикова «Боярыня Морозова».

    Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. Когда Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного. Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, - расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели».

    В создании картины очень много помогли художники воспоминания детства. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске. Он был потомком сибирских казаков, пришедших когда-то сюда с Дона под водительством Ермака. В детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. Тогда же он впервые услышал и историю боярыни Морозовой.

    В то время в Сибири ещё сохранились черты русского быта 16 – 17 веков: старинные обычаи, песни, одежда. И эти черты художник воплотил в своей картине.

    А сколько Суриков работал над образом каждого героя картины!

    Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под Москвой. «Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю».

    Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни.

    Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Её лицо поразило его – это было то что он искал. Суриков написал этюд с неё за два часа. Он хранится в Третьяковской галерее, и называется «Голова боярыни Морозовой». Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнём.

    Без конца писал Суриков этюды зимы…«Всё с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили…Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много…Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнёшь колею писать».

    Так работал Василий Иванович Суриков. Он шутил над собой, говоря: «Если бы я ад писал, то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял».

    Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство. Когда художник работает над картиной, то эти ассоциации вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него.

    Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетания чёрного цвета платья Морозовой и белого снега.

    В поисках этого цветочного решения он вспомнил, как сильно поразил его когда-то контраст – чёрная ворона на ослепительно белом снегу.

    Перспектива и композиция позволили художнику «построить» и уместить на полотне всё, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный и живой мир.

    Е. О. Каменева. Твоя палитра


    На переднем плане картины в санях изображена женщина. Действие происходит на одной из московских улиц. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Пальцы поднятой руки она сложила двоеперстием, чтобы показать всему народу, что она не отступает от своей веры. Боярыня Морозова не сдаётся даже в последние минуты жизни и верна своей вере.Она призывает народ к борьбе и подвигу. Хоть она и ведёт себя очень решительно, но по её напряжённому лицу видно, что ей очень трудно. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.

    Голова боярыни Морозовой Вокруг саней толпится народ. Кто-то пришёл посмеяться над бунтаркой, а кто-то ей сочувствует. Например, справа стоят женщины с платками в руках – они плачут, а слева двое мужчин смеются над Феодосией. Юродивый тоже, как и боярыня Морозова, сложил пальцы двоеперстием, как бы обещая ей продолжить её дело.

    Характер картины усугубляют зима, холод и снег. Суриков очень точно передал ощущение движения на картине. Слышится скрип саней, на которых везут раскольницу, свист мальчика, бегущего рядом с санями, рыдания и смех толпы. Чёрная одежда боярыни Морозовой контрастирует с её бледным лицом. На картине очень много чёрного цвета: монашка, выглядывающая из-за спины боярышни, странник, женщина у левого края картины - в каждом из этих образов есть что-то от Морозовой, и цвет помогает Сурикову выразить эту мысль.

    Эта картина поражает своим упорством и настойчивостью. Боярыня Морозова преданна вере и даже в такой трагический момент в своей жизни не сдаётся, народ даже в такой холод вышел из дома и провожает Феодосию, а лошадь упорно везёт сани.

    наверх  

    © Проект Цепковой Евгении 2008