История Мемориального комплекса на Поклонной горе
Решение о строительстве Памятника Победы на Поклонной горе было принято 31 мая 1957г. 23 февраля 1958 г. на высшей точке Поклонной горы был поставлен гранитный закладной камень с надписью: «Здесь будет сооружен Памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1961г. на Поклонной горе был разбит парк Победы.
В 1980 г. был принят проект Мемориала Победы (авторы проекта - архитекторы Н.Томский и А.Полянский, художник З.Церетели), согласно которому в состав комплекса входили: парк Победы, Монумент Победы, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
9 мая 1995г., в день 50-летия Победы, состоялось торжественное открытие всего комплекса Мемориала Победы на Поклонной горе, Монумента Победы и Храма Святого Георгия Победоносца. 56 президентов и руководителей зарубежных стран почтили своим присутствием торжественное открытие этого грандиозного сооружения.
Площадь Победителей
Центральное место всего ансамбля Мемориала Победы - площадь Победителей.
Аллея «Годы войны», замощенная брусчаткой, вливается в круглую центральную площадь Победителей, которая заканчивается беломраморным зданием Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., увенчанным куполом Зала Славы.
Главный Монумент Победы
В 1995 г. по решению Правительства Москвы на площади Победителей был возведен Монумент Победы, представляющий собой классическую трехгранную стелу высотой 141,8 метра, что символизирует 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны (проект З.Церетели).
Грани стелы покрыты бронзовыми изображениями основных сражений войны, начиная от обороны Брестской крепости и заканчивая победным майским салютом 1945 года. На стометровой отметке обелиска закреплена как бы летящая крылатая бронзовая фигура богини Победы Ники. В правой руке она держит сияющий венок Славы. У ее ног два бронзовых ангела трубят в трубы Победы. Монумент как будто вырастает из подиума, стоящего на массивных черных и красных гранитных блоках. Сам гранитный подиум установлен на небольшом насыпном кургане.
У подножия стелы на постаменте стоит бронзовая конная статуя Святого Георгия Победоносца, копьем поражающего дракона.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. был создан в марте 1986 года.
Здание музея внешне представляет собой куб, стоящий на семи круглых (30 метров в диаметре), облицованных серым гранитом основаниях, в которых размещены диорамы основных сражений Великой Отечественной войны, постоянная военно-историческая экспозиция. Музей увенчан большим куполом с 15-метровым четырехгранным шпилем наверху, покрытым красной медью.
К зданию музея примыкает художественная галерея, возведенная на пилонах, облицованных плитами из белого мрамора. На ее прямоугольных возвышениях стоят конные статуи «Вестницы Победы», трубящие в золоченые трубы (вес каждой статуи - 12 тонн). Всадницы как бы скачут к центру города, к Кремлю, неся весть о Победе. Автор проекта скульптурной композиции - З.Церетели.
Диорамы крупнейших военных операций
Создатель диорамы, посвященной обороне Москвы, художник-баталист Евгений Данилевский, обращается в своей работе к событиям в районе Дмитрова- Яхромы в декабре 1941 года.
В основе сюжета диорамы Сталинградской битвы, созданной художниками Маратом и Александром Самсоновыми, исторические события – соединение фронтов и окружение немецкой группировки генерал-фельдмаршала Ф.Паулюса.
Осмысливая блокаду Ленинграда как беспримерный подвиг, автор Евгений Корнеев как бы стирает в композиционном построении полотна грань между передовой и тылом, жизнью и смертью, создавая жизнеутверждающий гимн мужеству ленинградцев.
В основу сюжета диорамы курской битвы художник Николай Присекин положил события одного из 50 дней битвы, когда советские войска врезались в боевые порядки танковых дивизий СС «Адольф Гитлер» и «Мертвая голова».
Художник Виктор Данилевский, автор диорамы форсирования Днепра, воссоздает события сражения, предрешившего освобождения Киева и правобережной Украины.
Разгром берлинского гарнизона, последний бросок к зданию рейхстага – тема диорамы Вениамина Сибирского.
По путеводителю Центральный музей Великой Отечественной войны, 2004, Издательский дом «Граница», 2004.