Портреты Лермонтова

      М.Ю. Лермонтов. 1838. Художник А.И. Клюндер
     Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера – из коллекции князя В. А. Меншикова (Гравюра на стали; ИРЛИ, Музей Лермонтова в Тарханах). Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). В 1936 в ГЛМ поступил портрет, очень близкий этой гравюре, – скорее всего, именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера. М.Ю. Лермонтов в штатском сюртуке. 1840. Художник П.Е. Заболотский
     В тот же период жизни Лермонтова создаются еще два его портрета, один из них – Заболотского: поэт одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись художника и дата «1840» (славянскими литерами). Этот портрет, как и портрет 1837, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.
     Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это – оплечное изображение: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. М.Ю. Лермонтов. 1840. Рисунок Д.П. Палена
     На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре. «Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок», – писал в 80-х годах Д.А. Столыпин об этой работе. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет, написанный по заказу А.А. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882г. А. Столыпиным был передан в Лермонтовский музей. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры.
     То есть, существует 15 достоверных прижизненных изображений поэта. Суждения современников о сходстве того или иного портрета с оригиналом противоречивы. В современном лермонтоведении наиболее близкими по сходству считаются автопортрет, портреты работы Заболотского (1837 и 1840) и Палена. Гравюра Лермонтова художника Фаворского
     У истоков современной иконографии поэта стоят видные мастера: В.А. Фаворский (1931) создал портрет–композицию Лермонтова. Поэт изображен в расстегнутом сюртуке, с эполетами; он полулежит на бурке, рядом фуражка. Портрет глубоко психологичен; душевное состояние Лермонтова подчеркнуто образами природы: в глубине одинокое дерево, на горизонте гора и небо с облачком.
М.Ю. Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841. Художник К.А. Горбунов





















М.Ю. Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. 1839. Акварель А.И. Клюндера Портрет Лермонтова кисти Челышева



















М. Ю. Лермонтов. Художник Ю. В. Иванов



предыдущая предыдущая



 

Главная страница | Род Лермонтова | Детство Лермонтова | Портреты Лермонтова | Тарханы | Лермонтов и Кавказ | Москва и Петербург в жизни Лермонтова | Лермонтов-художник | Дуэли Лермонтова | Лермонтов в воспоминаниях современников | Жемчужины творчества Лермонтова | Иллюстрации к творчествy Лермонтова | Адресаты любовной лирики | Литературные игры | Мой Лермонтов | Форум | Авторы и источники | Карта сайта | Пишите письма

sch1262 © 2003. All rights reserved