<>Урок 1
<>Урок 2



Изучение басен на уроках литературы в 6-м классе

Уроки 1–2

Цель. Формирование теоретических знаний о басне и практическое применение знаний в процессе интерпретации басен Эзопа и И.А.Крылова.

Оборудование. Тексты басен Эзопа и Крылова, опорные конспекты по теме «Басни» (ОК) у каждого учащегося, инструкции с вопросами по анализу басен (одна на группу), прихватки из лоскутков, рисунки А.Лаптева к басням И.Крылова.

I.Открытие темы

—Посмотрите на эти чудесные прихватки, выполненные в лоскутной технике. В доме умелой хозяйки накапливаются лоскуты (квадраты, полоски, треугольники), из которых мастерят великолепные и оригинальные вещи. Получается настоящая лоскутная мозаика. Такая “мозаика из многогранников” называется “английский пэчворк” (от англ. patch — заплатка, work — работа, дело). Этой старинной техникой выполняют и маленькие прихватки, и большие одеяла.

Одеяло из лоскутков. Зачем оно на уроке?

—Отгадайте, что это за произведение. (Задание из рабочей тетради для 5-го класса. АльбетковаР. Литературные игры-1. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. С.16–17.)

Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки —
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,
И у кого что силы стало,
В ушах у гостя затрещало —
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли
у них раздоры

И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум
их прилететь.

“Изрядно, — говорит, —
сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно”.

Такое “произведение” называется центон. Так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутов. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений!

Зубастой Щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок”.
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.

—Из строк какого автора составлены наши два центона?

—Назовите произведения, из которых они взяты.

II.Актуализация знаний учащихся

—Вспомните, что такое басня, каковы её особенности.

III.Работа с ОК «Басня»

Анализ теории о жанре басни по ОК (см. рис. 1).

—Что нового вы узнали о басне?

—Расскажите о басне, используя ОК и приводя примеры из центона.

IV.Сообщения учащихся

1.Работа в паре: рассказать друг другу о басне.

2.Вступительное слово об Эзопе и о Крылове (сообщения, подготовленные учениками).

Эзоп

Древнегреческий мудрец, легендарная личность. О нём рассказывали, что он был уродливым рабом-фригийцем (из Малой Азии), служившим простоватому философу Ксанфу, много раз посрамлял его книжную учёность своей сметливостью и здравым смыслом, за услуги государству был освобождён, соперничал со знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции, а погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Эзопу приписывалось “изобретение” почти всех ходивших в народе басенных сюжетов.

Крылов

И.А.Крылов (1769–1844) родился в Москве в семье бедного дворянина, оставившего после своей смерти в наследство солдатский сундучок с книгами. В детстве жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было огромным: он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Рано начал служить в казённом учреждении, познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством.

С 1805 года Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни.

По свидетельству современника, уже в детстве он “посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов”.

Народность крыловской басни — органическая и истинная, словно сама старая Русь с её обычаями, нравами, характерами оживает в созданиях Крылова. Даже те басни, сюжеты которых он позаимствовал у французского писателя Лафонтена, силой его могучего таланта стали неподражаемо русскими. Гоголь писал о Крылове, что “всюду у него Русь и пахнет Русью” и что басни его — “книга мудрости самого народа”.

За Крыловым прочно утвердилась репутация чудака и ленивца. Чрезмерная невозмутимость и инертность предстанет в ином свете, когда узнаешь, что 14 декабря 1825 года, в день восстания декабристов, в самый разгар событий, писатель находился на Сенатской площади. Известно также, что, изучив главные европейские языки, Крылов, по словам Пушкина, “пятидесяти лет выучился древнему греческому” и затем читал в подлинниках греческих классиков.

Во многих баснях своё “простодушие” Крылов, когда это было необходимо, очень умно использовал.

Под масками львов, орлов, медведей современники легко угадывали неправедных судей, лукавых и льстивых царедворцев, именитых сановников. Неслучайно так ополчился на басню персонаж грибоедовской комедии «Горе от ума» Загорецкий — плут, подхалим и политический доносчик.

…А если б, между нами,
Был ценсором назначен я,
На басни бы налёг; ох! басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё-таки цари.

V.Работа в группах по анализу басен Эзопа и Крылова

(5 групп по 6 человек. Группы формируются произвольно, только в 4–5-й группах отобраны школьники, обладающие более явными филологическими способностями, так как интерпретация басен «Ворона и Лисица» и «Квартет» требует более высокого уровня аналитических навыков. Каждой группе выдаётся инструкция по анализу указанной басни.)

Группа1. Басни Эзопа

«Ворон и лисица»

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь
у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.

Басня уместна против человека неразумного.

—Выразительно прочитайте басню.

—Чем эта басня похожа на рассказ?

—Что роднит басню со сказкой?

—Почему последнее предложение написано с новой строки?

—Какой рисунок вы бы нарисовали к басне Эзопа?

«Лисица и виноград»

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: “Они ещё зелёные!”

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

—Прочитайте выразительно басню.

—На какие части делится басня?

—Как называется вторая часть басни Эзопа?

—В чём герои басни похожи на героев сказки?

—Какой рисунок вы бы нарисовали к басне Эзопа?

Группа2. Басни Крылова

«Свинья под дубом»

—Выразительно прочитайте басню.

—Рассмотрите в басне все её элементы.

—Что или кого подразумевает баснописец под персонажами басни — Дубом, желудями, Свиньёй, Вороном? (В случае затруднения воспользуйтесь статьёй «Аллегория» — см. учебник, с.356).

—Что хотел сказать Крылов этой басней?

—Какие строки наиболее соответствуют рисунку А.Лаптева к этой басне?

Группа3. Басни Крылова

«Лебедь, Щука и Рак»

—Прочитайте выразительно басню.

—Какова композиция басни?

—Что вы можете сказать о героях басни Крылова?

—Какими природными качествами персонажей воспользовался автор? Можно ли было их впрячь в один воз?

—Что значит “из кожи лезут вон”? А толку нет? Почему? (Обратите внимание на глаголы: лебедь “рвётся”, рак “пятится”, щука “тянет”.)

—Какая часть басни предлагает раскрыть её аллегорический смысл?

—Рассмотрите рисунок А.Лаптева. Какие строчки из басни можно использовать в качестве подписи под рисунком художника?

Группа4. Басни Крылова

«Ворона и Лисица»

—Прочитайте басню выразительно.

—Сравните басни Эзопа и Крылова. Почему у Эзопа — Ворон, а у Крылова — Ворона? (Ворон — птица мудрая и вещая; Ворона — глупа, но автор в шутку назвал её вещуньей, то есть предсказательницей.) Отчего же она не сумела “предсказать” судьбу сыра?

—Образ Лисы у Эзопа не является ярким характером, она хитра — и всё. Крылов обогащает этот образ. Найдите обороты, которыми автор характеризует Лису.

—Найдите поучительную часть (мораль). Сравните поучительные части у Эзопа и Крылова. Одинаков ли смысл басен Эзопа и Крылова? Какое человеческое качество осмеяно в басне Крылова?

—Почему басня Крылова длиннее, чем басня Эзопа?

—Рассмотрите рисунок А.Лаптева. Такими ли вы представляли героев басни Крылова?

Группа5. Басни Крылова

«Квартет»

—Прочитайте басню выразительно.

—Что смешного в этой басне с самого начала? (Состав: ни один из зверей не обладает музыкальными способностями.) Как это обыграл автор? Что значит: “дерут, а толку нет”?

—Что вы можете сказать о характерах персонажей басни?

—Почему первой кричит Мартышка? Опишите её характер.

—Чем смешон Осёл? Какой он нашёл секрет? Прав ли Осёл?

—Почему главную мысль басни высказал Соловей? Найдите её. Только ли к музыке относится этот вывод?

—Каким вам представляется рассказчик?

—Здесь нет морали (поучительной части). А как вы сами определите смысл этой басни? О чём она?

Творческое задание (не для всех, по желанию). Попробуйте сочинить мораль басни в стихах.

—Рассмотрите рисунок А.Лаптева. Какой момент басни запечатлел художник? Соответствует ли изображённое на рисунке вашему видению характеров героев басни Крылова?

VI.Подготовка к исполнению басен по ролям

1.Чтение отрывка из воспоминаний актёра Игоря Ильинского.

Игорь Ильинский, известный актёр, многолетний исполнитель Крылова, считает, что “чрезмерная нагрузка басен ядом и желчью, так сказать, бичующая манера чтения воздействует на слушателей меньше, чем мудрая, философски добродушная, неотразимо спокойная интонация... Верным Крылову надо быть и в сочетании звериного и человечьего. Часто можно увлечься показом и изображением животных, и уйдёт человеческая психология, а вместе с ней подчас и философский смысл басни. И наоборот, если показывать и изображать только людей, да ещё не очень ярких, не похожих на действующих в басне зверей, в свою очередь уйдёт или, во всяком случае, поблекнет всё неповторимое своеобразие крыловской басни”.

—Что такое “бичующая манера чтения”?

—Как вы представляете себе “философски добродушную интонацию”?

2.Распределение ролей в группах.

3.Чтение басен по ролям.

VII.Обобщающая беседа по басням

—Что такое басня? Когда она возникла?

—Каких баснописцев вы знаете?

—Почему басня — эпический жанр?

—Из каких частей состоит басня?

—Что такое аллегория?

—Что общего у басни со сказкой, пословицей, анекдотом?

—Какие слова из басен Крылова стали крылатыми выражениями?

VIII.Почему басням суждена долгая жизнь?

Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из “моря житейского”. Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.

Прошло уже два века, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Можно, конечно, назвать иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К.Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного — и всё. Советский поэт Сергей Михалков возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

И всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном жанре.

IX.Домашнее задание

1.Подготовить связный рассказ о басне по ОК.

2.Выучить наизусть одну из басен И.Крылова (по выбору).

Уроки 3–4. Творческий практикум по теме «Басни»

Цель. Стимулирование познавательной активности, самостоятельной творческой деятельности учащихся.

I.Повторение теории по ОК «Басня»

Взаимопроверка ОК.

Взаимооценка ОК.

II.Отработка основополагающих понятий жанра басни

Эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. От легендарного образа поэта VI века до н.э. Эзопа — создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был, по преданию, прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. В дальнейшем эзопов язык нашёл широкое применение в сатире (например, у Салтыкова-Щедрина).

Аллегория (от греч. allos — иной и agorae — говорю) — изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ (сердце — аллегория любви). Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или социальные явления.

(Привести примеры из басен, выученных дома.)

III.Работа с дифференцированными карточками по теме «Басня»

(Карточки составлены на основе текстов из книги: «Классическая басня» / Сост. М.Л.Гаспаров, И.Ю.Подгаецкая // Из серии «Однотомники классической литературы». М.: Московский рабочий, 1981.)

Учащиеся по своему выбору работали индивидуально или в парах. Одни сочиняли мораль к имеющейся басне, другие придумывали сюжет к данной морали, третьи вводили в указанную басню диалог. Кто-то сочинял свою басню по аналогии с известной.

IV.Домашнее задание. Закончить творческую работу.

Дидактический материал (карточки) по теме «Басни»

1

Прочтите басню русского поэта XVIII века И.И.Хемницера и сочините к ней мораль.

Обоз

Шёл некогда обоз;
А в том обозе был престрашный воз,
Что перед прочими казался он возами,
Какими кажутся слоны пред комарами.
Не возик и не воз, возище то валит.
Но чем сей барин-воз набит?
Пузырями.

2

Прочтите притчу современной аварской поэтессы Фазу Алиевой. Подумайте, какой обобщающий смысл кроется в притче, и допишите мораль-поучение, сохраняя стиль и ритм произведения Фазу Алиевой. Придумайте название.

Привыкший к поклоненью и услугам,
Однажды слиток золотой изрёк:
“Ты кланяться мне должен, чёрный уголь!”
Но золоту ответил уголёк:
“Не зазнавайся, золото, не надо.
Ты — мёртвое без плавки и литья.
Чтоб сделать вещь или отлить награду,
Ещё тебя расплавить должен я”.

3

Прочитайте басню древнеримского баснописца Федра и сочините по сюжету свою поэтическую басню.

Лиса и маска

Лиса, увидев маску трагедийную,
“Что за лицо, а мозгу нет!” — воскликнула.
Говорю для тех, кому и славу, и почести
Дала судьба, не дав рассудка здравого.

4

Прочитайте прозаическую басню древнегреческого баснописца Эзопа и по её сюжету сочините свою поэтическую басню.

Львица и Лисица

Лиса попрекала Львицу зато, что та рожает только одного детёныша. Львица ответила: “Одного, но льва!”

Басня показывает, что ценно не количество, а достоинство.

5

Прочитайте басню И.И.Дмитриева (1760–1837) — достойного соперника И.Крылова в сочинительстве басен. Отметьте особенности “светски-изящного” литературного стиля, образцом которого считались басни И.Дмитриева.

Допишите мораль в этом стиле.

Три льва

Его величество, Лев сильный, царь зверей,
Скончался.
Народ советовать собрался,
Кого б из трёх его детей
Признать наследником короны.
“Меня! — сын старший говорил. —
Я сделаю народ наперсником Беллоны”.
“А я обогащу“, — середний подхватил.
“А я б его любил”, —
Сказал меньшой с невинным взором.
И тут же наречён владыкой всем собором.

(Беллона (рим. миф.) — богиня войны. Наперсник — любимец, пользующийся особым доверием. Собор (в старину) — собрание, съезд.)

6

Прочитайте басню византийского писателя (9 в.) Игнатия Диакона и сочините по данному сюжету свою поэтическую басню.

Звездочёт

Однажды звездочёт, следя за звёздами,
В колодец провалился.
И сказал ему прохожий,
Услыхав его стенания:
“Паря умом, что ж не смотрел под ноги?”

7

Прочитайте стихотворение Фазу Алиевой. На его основании сочините басню (введите диалог либо реплики губ, напишите мораль, придумайте название).

Руки, управляющие миром,
Руки, раздвигающие горы,
Руки, возводящие квартиры,
Руки, создающие моторы, —
Любо вы работаете, да!
Почему же так крикливы губы,
Не трудившиеся никогда?

8

Прочитайте басню польского поэта-сатирика Игнация Красицкого.

Вол и муравьи

Смеялся глупый вол над муравьями,
Но был такими пристыжён словами:
—Не всякий труд хорош,
завидуй нашей доле:
Ты трудишься, как раб, а мы
по доброй воле!

Сочините стихотворную мораль к басне И.Красицкого.

9

Прочитайте басню великого русского поэта XVIII века А.П.Сумарокова. По аналогии с ней сочините свою басню (в стихах!). Воспользуйтесь моралью басни Сумарокова.

Коловратность

Собака кошку съела,
Собаку съел медведь,
Медведя зевом лев принудил умереть,
Сразити льва рука охотничья умела,
Охотника ужалила змея,
Змею загрызла кошка.
Сия
Вкруг-около дорожка.
А мысль моя:
И видно нам неоднократно,
Что всё на свете коловратно.

10

Прочитайте басню немецкого писателя и теоретика литературы Лессинга.

Обезьяна и лиса

—Назови-ка мне такого мудрого зверя, которому я не сумела бы подражать, — хвасталась обезьяна лисе. Но лиса ей ответила:

—А ты назови мне такого ничтожного зверя, которому пришло бы в голову подражать тебе.

Писатели моей нации!.. Нужно ли мне выражаться ещё яснее?

Сочините мораль к басне Лессинга (можно в стихах).

11

Прочитайте басню древнеримского баснописца Федра и по её сюжету сочините свою поэтическую басню.

Две сумы

Взвалил Юпитер на людей по две сумы:
Свои пороки — за спиной у каждого,
А чужих пороков груз подвешен спереди.
Вот мы и не видим погрешений собственных,
Зато чужим — всегда мы судьи строгие.

12

Прочитайте прозаическую басню древнегреческого баснописца Эзопа и по её сюжету сочините свою поэтическую басню.

Дровосеки и Дуб

Дровосеки рубили дуб; сделав из него клинья, они раскалывали ими ствол. Промолвил дуб: “Не так кляну я топор, который меня рубит, как эти клинья, которые от меня же и рождены!”

О том, что обида от близких людей тяжелее, чем от чужих!

13

Прочитайте притчу Фазу Алиевой. Чем она похожа на басню? Переделайте притчу в басню (введите реплики берёзы либо диалог, конкретизируйте мораль-поучение, придумайте название). Используйте стиль, ритмический рисунок поэтессы.

Возросшая у леса на краю,
Хвалясь, берёза всем другим кричала,
Что от неё весь лес берёт начало,
И верила в ту похвальбу свою.
Наверное, она ещё не знала:
Не будет лесу никогда конца.
Сруби её совсем — он просто станет
С другого начинаться деревца.

14

Прочитайте прозаическую басню баснописца античности Бабрия и сочините свою поэтическую басню.

Раненый орёл

Острее жалит боль, когда её причиняет кто-нибудь из близких. Орёл сидел на скале, высматривая зайцев, чтобы броситься на них. Один охотник выстрелил в него из лука, и острие стрелы вонзилось ему в тело, а другой конец, с оперением, торчал перед глазами. И орёл, увидев его, сказал: “Вдвойне мне больно оттого, что умираю от своих же перьев”.

15

Прочитайте прозаическую басню американского журналиста, классика “чёрного юмора” Амброза Бирса и на её основе напишите свою, стихотворную. Сочините мораль.

Две лягушки

Две лягушки в животе у змеи обсуждали перемену своих обстоятельств. “Не очень-то нам повезло”, — сказала одна. “Почему? — возразила другая. — Не спеши с выводами: у нас есть защита от непогоды, помещение и пища”. “Помещение — это верно, — отвечала первая, — но где пища?” “Ты старая ворчунья, — сказала оптимистка. — Мы и есть пища!”

16

Прочитайте стихотворение Фазу Алиевой. На его основе сочините басню (введите реплики ворона, напишите мораль-поучение, используя стиль и ритм стихотворения Ф.Алиевой). Придумайте название.

Питая зависть к соловьям певучим,
Решился ворон поселиться к ним,
Чтобы у них учиться петь получше,
Чтоб стало больше соловьём одним.
Но не добился ворон своего,
Не оправдалась сладкая надежда:
Уж очень быстро выдали его
Кровавый клюв и чёрная одежда.

17

Прочитайте стихотворение Фазу Алиевой. На его основе сочините басню (введите диалог, на основе второго четверостишия напишите мораль-поучение, придумайте название). Используйте в работе стиль и ритмический рисунок стихотворения Ф.Алиевой.

Под самым небом, на скале крутой,
Где дышат ветром царственные птицы,
Сосна — в себя влюблённая — гордится
Достигнутою ею высотой.
Ах, бедная сосна, забыла ты,
Что не сама до облаков достала,
А на плечах той самой высоты,
Что до тебя накапливали скалы!

18

Прочитайте басню византийского писателя Игнатия Диакона и сопоставьте с басней Эзопа «Ворон и Лисица». Что общего в баснях? Что их различает?

Ворон и Лисица

Ел ворон сыр; лиса хитрить пустилася:
“Будь голос у тебя — ты стал великим бы!”
Закаркал глупый, сыр из клюва выронив;
А та: “Есть голос у тебя, да мозгу нет”.

19

Прочитайте басню известного в своё время русского драматурга Ф.Ф.Иванова (1777–1816). Проанализируйте композицию басни, сформулируйте её мораль.

Плющ и дикая роза

Взобравшись по стене плющ очень высоко,
Стал бариться, и, видя под собою
В равнине далеко,
Над тихою рекою,
Кусточек диких роз, хохочет великан.
“Смотри! — кричит. — Удел какой нам разный дан!”
И низостью кусток бесстыдно упрекает.
Кусток с насмешкой отвечает:
“Недолго счесться нам.
Что высоко ты влез, о том уж я ни слова:
Угодно то судьбам;
Но я и рос, и поднимался сам;
Ты — ползал бы весь век без помощи другого”.

20

Прочитайте притчу поэтессы Фазу Алиевой. Подумайте, какой обобщающий смысл кроется в притче, и допишите мораль-поучение, сохраняя стиль и ритм произведения. Придумайте название.

21

Прочитайте басню французского баснописца Жана де Лафонтена. Сравните эту басню с баснями Эзопа и И.А.Крылова, найдите общее и различное.

Лисица и виноград

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться.
И сказал: “Он зелен —
Пусть им кормится всякий сброд!”
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

22

Прочитайте басню французского поэта Понса Дени Экушара Лебрена (1729–1807). Сочините к ней мораль.

Средство возвыситься

Дуб стоял на высокой круче
Горы Иды, царицы ближних гор;
Орёл сидел на вершине дуба —
В олимпийских высях его дворец.
И вдруг он видит в один прекрасный день
Матушку улитку, гордую высотой.
“Что я вижу? — вопрошает царская птица. —
Негодная бескрылая тварь,
Как сюда ты попала?” —
А та в ответ: “Доползла”.

23

Прочитайте басню русского поэта XVIII века И.И.Хемницера «Стрекоза» и сравните её с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

—Что общего в баснях?

—Что их различает?

Стрекоза

Всё лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит муравья: “Помилуй, муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю.
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить?
А лето как придёт, я, право, обещаю
Тебе всё вдвое заплатить”.
“Да как же целое ты лето
Ничем не запаслась?” — ей муравей на это. —
“Так, виновата в том; да что уж, не взыщи:
Я запастися всё хотела,
Да лето целое пропела”. —
“Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи”.
Но это только в поученье
Ей муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.

Лидия Владимировна ХАРИНА.