rmjnbsjhoitsiog• "Тихий Дон" - "Илиада" XX века...

РОМАН М.А.ШОЛОХОВА "ТИХИЙ ДОН"
"ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ"

Михаил Александрович Шолохов создал широкое повествование, вобравшее в себя множество индивидуальных судеб, неповторимых характеров, насыщенное массовыми сценами. Сохраняя широту изображения, многосторонность охвата явлений действительности, Шолохов раскрывает внутренний мир человека.
С моей точки зрения, особенно интересны в романе-эпопее "Тихий Дон" образы простых женщин-казачек, они нарисованы М.Шолоховым с потрясающим мастерством. Их судьба не может не волновать: невольно заражаешься их юмором, смеёшься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к сожаленью, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счастья. На женских образах, изображённых в романе, по моему мнению, могут учиться многие поколения читателей.
Казачка в изображении Шолохова предстаёт перед нами не безликой и безответной рабой, а личностью, наделённой определёнными представлениями о свободе. Именно таковы в романе Дарья и Дуняша. Первая всегда весела и беспечна, позволяет себе даже отпускать остроты в сторону главы семьи, разговаривая с ним как с равным. Дуняша по отношению к родителям ведёт себя более почтительно. Её стремление к свободе выплёскивается наружу уже после смерти отца в разговоре с матерью о замужестве.
Особое место в романе принадлежит лучшим женским образам, они, не участвуя в острой политической борьбе, все свои богатые внутренние силы отдают задачам не разрушительным, а созидательным. Всякое насилие, разорение старого быта, замена его новыми отношениями быстро выявляют свою нравственную несостоятельность, которую пытаются прикрыть ложью и обманом. А идея дома, семьи вечна, она и становится в романе одной из высших этических ценностей. Тема семьи как основной ячейки человеческого бытия раскрывается прежде всего на образах Ильиничны и Натальи. В этих замечательных женских характерах воплощены лучшие черты женщины-казачки: святость домашнего очага, верность и преданность в любви, неиссякаемое терпение, гордость, трудолюбие. Дом, семья, материнство - основная сфера их жизни, которая может быть, даже в большей степени, чем область политическая, требует стойкости и мужества. Наталья и Ильинична - жена и мать главного героя - сильные, гордые, незаурядные натуры. Грязь, смута, разврат, царящие вокруг, не затрагивают их чистые души, не лишают нравственной опоры. Если счастливая соперница Натальи Аксинья пленяет яркой, вызывающей красотой, бурным темпераментом, независимым и смелым характером, то законная жена Григория привлекательна силой и глубиной своей любви, нежно-стыдливой, затаённо-восторженной, талантом верности и терпения.
Очень широко в романе представлен мотив любви. Тема любви в романе занимает особое место, автор уделяет ей очень много внимания. Кроме Дуняши и Кошевого в романе показана история любви главного героя Григория Мелехова к Аксинье, которая является одной из наиболее любимых героинь Шолохова. Любовь Григория и Аксиньи проходит сквозь весь роман, временами ослабевая, но вновь вспыхивая с новой силой. Влияние этой любви на события в романе очень велико и проявляется на самых различных уровнях "от семейного и бытового до судьбы всего края". Оказалось, что полуграмотная казачка Аксинья Астахова способна любить не менее глубоко и страдать не менее сильно, чем Анна Каренина. Сама сущность казачек и их поступков целиком посвящается земле, свободе и любви - вечным законам человеческого бытия. Они живут, потому что любят, они борются, потому что свободолюбивы и всей душой привязаны к земле.
В хаосе гражданской войны, в громких призывах большевиков к уничтожению эксплуататоров, в обещаниях о даровании Дону автономии, в монархических лозунгах можно услышать полный боли и милосердия голос простой казачки, призывающий опамятоваться, остановиться, задуматься о судьбе собственных детей, своей страны и народа.
"Роман М.Шолохова "Тихий Дон" повествует о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения. Рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам Шолохов характеризовал своё произведение как "роман-эпопея о всенародной трагедии". Нет ни одного действующего лица в романе, которого бы не задели горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин-казачек. Тема шолоховского романа - семья, простой, "частный", человек в водовороте исторических катастроф. Впервые в русской литературе в "большом жанре" - романе - люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре. Национальный образ русской женщины воссоздан писателем в двух наиболее типичных ипостасях: Ильиничне и Наталье, с одной стороны, и Аксинье - с другой.
Монументальна фигура матери-казачки Ильиничны, простой пожилой женщины. В молодости она была красивой и статной, но раньше времени состарилась от тяжёлой работы и из-за крутого нрава своего мужа, Пантелея Прокофьевича, "в гневе доходившего до беспамятства". "Мудрая и мужественная старуха", как охарактеризовал её писатель на одной из страниц романа, в минуту откровения признаётся Наталье, что ей немало выпало от мужа (и бил он её чуть не до смерти, и изменял), но она сохранила верность долгу, семье, детям, не возроптала. Писатель показывает её силу и стойкость. "Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего - вы и беситесь, говорит Ильинична Наталье. - Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? Тебя Гришка за всю жизнь пальцем не тронул, и то не довольна, вон какую чуду сотворила: и бросать-то его собралась, и омороком тебя шибало, и чего ты только не делала, бога и того в ваши поганые дела путала.…Ну скажи, скажи, болезная, и это - хорошо? А идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а зло срывал. Придёт бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю…По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить". В этом монологе Ильинична описала всю свою горькую, беспросветную жизнь, но при этом она не жалуется, не жалеет себя, она лишь хочет пробудить в снохе такое же мужество и стойкость. Через авторскую речь Шолохов своё восхищение и поклонение перед этой матерью высказывает словами: "гордая и мужественная Ильинична". Михаил Никулин в своей книге "Раздумья над страницами "Тихого Дона" раскрывает "своеобразие красоты этой женщины": "Наши сердца были согреты её умением беззаветно трудиться на родных полях в зной и непогоду, её умением в скупых словах выразить безграничную любовь и ласку к ребёнку".
Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.
Ильинична любит и умеет красиво одеться, в отличие от своего мужа; она содержит дом в строгом порядке, экономна, расчетлива. Она не одобряет связи Григория с Аксиньей: "До каких пор мне такую страму на старости лет принимать?" Она холодно относится к Аксинье, но во время войны переживания за любимого человека и ожидание известий от него сблизило их.
Младшую сноху, Наталью, Ильинична принимает словно родную дочь, жалеет её, пытаясь часть забот взять на себя или переложить на ленивую Дарью, так как помнит "свою горбатую в работе жизнь". Ей больно, что Григорий изменяет жене и доводит Наталью до попытки самоубийства; Ильинична чувствует свою вину и ответственность за это. Смерть горячо любимой, родной "Натальюшки" потрясла старую женщину. Ильиничну и Наталью объединяет мудрое спокойствие хранительниц семейного очага, продолжательниц рода, глубоко запрятанная способность к напряжённой духовной жизни.
Внуков Ильинична любит всем своим большим и добрым сердцем, видя в них своих кровинок. Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет: "Нехай лучше у порога убьют, - всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!" Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно.
Красных она не приняла, называла их антихристами и чувствовала, что они несут разрушение, угрозу устоявшемуся быту, конец размеренной казачьей жизни. Однако она критически относится и к казакам, замечая перегибы с обеих сторон. Ильинична не разбирается в событиях революции и гражданской войны, но она оказывается намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Чувство материнской любви заставляет её осудить насилие и жестокость. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов. "Ты Бога-то… Бога, сынок, не забывай! - напутствует мать сына. - Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил…Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…Ты ить тоже не заговорённый, и на твою шею шашка лихого человека найдётся". Сурово осуждает Ильинична за убийство Дарью. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, "забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям". По этой причине отказывает от дома супостату-убийце Митьке Коршунову. "Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость", говорит возмущенная Ильинична Наталье.
Во всех этих поступках проявляется человечность, нравственность этой героини. Ненависть настолько чужда Ильиничне, что она единственный раз разгневалась на невестку именно за то, что та призвала небесные кары на голову мужа-изменника. И не просто разгневалась, но и заставила Наталью покаяться.
Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту; боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняшке; старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве. Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её, Мишатки. Она благословляет их, казалось бы противоестественный союз, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить. В этом проявляется мудрость Ильиничны. Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду. Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. М.Никулин в книге "Раздумья над страницами "Тихого Дона" пишет, что "Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну - и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни…Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что "душегуб" не мог так нежно улыбаться Мишатке - Гришиному сыну, её внуку… На этом Ильинична и завершила свою высокую миссию женщины-труженицы, женщины-матери". "Твёрдая старуха" Ильинична "слезинки не выронила", узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория. Только о Григории думает Ильинична. Только им жила она последние дни. "Старая я стала…И сердце у меня болит о Грише…Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно", говорит она Дуняше. В тоске по сыну, который всё не возвращается, Ильинична достаёт его старую поддёвку и фуражку, вешает их на кухне "Войдёшь с базу, глянешь, и как-то легче делается…Будто он уже с нами…", - виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняшке".
Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит: "Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал… Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и ещё дорогим деткам…". Он был последней нитью, державший её на этом свете; она даже к внукам стала холодна. Заболев, она слегла и больше не вставала; вспоминая прожитые годы, Ильинична удивлялась, "как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжёлого и горестного, о чём не хотелось вспоминать". Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына. "Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далёкая звёздочка, мерцал разложенный косарями костёр. Аксинья ясно видела озарённые голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из под чёрной старушечьей шальки. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как будто он стоял тут же, возле неё, позвала: "Гришенька! Родненький мой! - Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - кровинушка моя…".
Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то сейчас всё изменилось, она словно вся состоит из материнской любви.
В последних частях "Тихого Дона" раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны. Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких. "Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать горя, пожалуй даже слишком много…". Эта строчка передаёт сострадание и любовь, которые испытывает автор к своей героине. Трагична жизнь Ильиничны, потому что нет больнее горя матери, теряющей своих детей, и нет ничего сильнее её надежды, нет мужества большего, чем мужество матери.
Безответная Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной подвижницы, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты, любви к ближнему. По словам М.Никулина "Ильинична М.Шолохова без колебаний может быть поставлена в ряд матерей, украшающих мировую литературу, мировую живопись. Эти матери зовут людей мужественно глядеть правде в глаза".

 


{Главная} {Словарь} {Казачество} {Тихий Дон}
{Ожившая биография} {Творческие работы}