"Тихий Дон" - "Илиада" XX века...
Очарование человека в Григории Мелехове.
Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон» по праву считается шедевром мировой литературы. Удивительный, совершенно не похожий ни на кого Шолохов и не менее удивительный, совершенно уникальный роман. Только они оба похожи на донскую степь — ковыльную вольницу, по которой волны бегут почти всегда в одном направлении и лишь изредка вдруг завихрятся на одном месте — значит, два ветра столкнулись.
Главным героем «Тихого Дона», без сомнения, является народ. Это роман населенный и перенаселенный народом, который в нем живет, любит и ненавидит, смеется и ругается, весь оброс бытом и выживает наперекор всему. В «Тихом Доне» бытие народа предстает в самых разнообразных проявлениях: мирный труд, семья, культурные традиции, нравы и обычаи. При этом М. Шолохов абсолютно не идеализирует народ. Он показывает и косность, и жестокость донских казаков. Шолохов сумел так передать неповторимый душевный мир, противоречия характера, портреты с мимикой жестами и походкой героев, что образы становятся зримыми и завораживают своей правдивостью. Если среди других героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее ярко воплощает черты своего народа.
Шолохов наделяет своего героя незаурядными качествами, очаровывающими не только женщин в романе, но читателя. Видимо, необыкновенное обаяние образа заключается в силе мужского характера, его независимости, темпераментности с одной стороны, и в способности к нежной, самозабвенной любви – с другой.
Дед–казак и бабка–черкешенка передали внуку горячую кровь и яркую внешность: «вислый коршунячий нос»,
«миндалины горячих глаз», «звероватую улыбку». Но главное в Мелехове – воспитание в лучших казачьих традициях. «Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, к работе» - две основные добродетели, заповеди воина и земледельца одновременно. Обоими щедро наделен Григорий. Основу его характера составляет своеволие, независимость в поступках и поисках истины. Он во всем должен убедиться лично, согласиться внутренне. Для Григория истина рождается во всей величественности конкретного бытия, во всей тяжести своего становления, искаженная предрассудками прошлого, страстью борьбы и пламенем мести за гибель близких. Воин, полный Георгиевский кавалер, он готов отдать жизнь в бою в любую минуту, но душа противится бессмысленным кровопролитиям, казачьим грабежам и расправам. Чем больше втягивал Мелехова круговорот гражданской войны, тем сильнее он мечтал о мирном труде: "Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась". И в своих снах Григорий ходит по высоким хлебам. Его цельный характер не позволят плыть в одном захлестывающем потоке событий: ему во всем надо отыскать правду. Но жить с не выносящим никакого двуличия характером в тяжелейшую эпоху опустошающих войн и революций – это трагедия.
Герой Шолохова принимает на себя всю тяжесть века. Мелехов страшно переживает о своем первом убийстве, его еще долго будут мучить жуткие сны прежде чем его сердце огрубеет, зачерствеет, «будто солончак в засуху». «Знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства», но не мог он определить свое место на этой войне. Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, это отталкивает его и от красных, и от белых.
« Все они одинаковы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям. – Все они ярмо на шее казачества!» «И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их, родилось глухое неумолчное раздражение». Ни в одной воюющей стороне не находит он абсолютной нравственной правды: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби». «Ничего не понимаю... Мне трудно в этом разобраться... Блукаю я, как метель в степи...»
Так же незаурядна личная жизнь Григория. Судьба и здесь посылает испытания. Традиционный уклад жизни, авторитет отца и общественное мнение заставляют его жениться на Наталье, в то время как с Аксиньей его связывает не только всепоглощающая страсть, но и общее мироощущение, душевная близость. Так и мечется его душа между долгом, привязанностью к детям и огромной, единственной в жизни любовью к Аксинье. Собственное нравственное чувство не позволяет Григорию отказаться от самого себя, унизить жалостью кроткую и добрую Наталью. Он уходит из родного хутора в Ягодное вместе с Аксиньей. Тяжело казаку пойти не только против патриархальных традиций, но еще и жить в услужении у Листницких. Однако, несмотря на все это, он предпочитает жить в согласии с собственным голосом сердца.
Недолго счастлив Григорий, недолго видят его любимая и семья. Без отца растут дети, без мужа умерла так и не увидевшая женского счастья Наталья. В пламени исторического пожара гибнут многие невинные жертвы. Погибает от шальной пули Аксинья, а ведь, казалось, сумели они с Григорием убежать от злой судьбы. Что же ждет Мелехова? Шолохов рисует открытый финал романа. Григорий возвращается домой, бросив в Дон свое оружие. Вот стоит он у родного куреня и держит на руках сына, а тот опустил глаза, узнав отца, за которого дрался с местными мальчишками. Аресты, лагеря, расстрелы - вот что пришло на смену гражданской войне. Григорий потерял всех тех, кого любил и кем дорожил в этой бессмысленной схватке с властью. Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ей распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств.
Шолохов придает трагедии Григория общечеловеческий смысл: в результате страшных потрясений жизнь утрачивает свой естественный ход. Ребенок на руках отца – в этом смысл жизни и символ продолжения ее.