Главная arrow ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА arrow Учебно-методические материалы arrow ПОДГОТОВКА к ЕГЭ по русскому языку 2011. Блок текстов о неравнодушии
Thursday, 25 April 2024
Главное меню
Статистика

Победитель
I Всероссийского конкурса
в абсолютной номинации
«Лучший школьный сайт
2007-2008»




Городской центр профессионального развития

Блог школьного Всезнайки

Видеоуроки по самым разным направлениям работы в Adobe Photoshop



Время: 18:12
ВСЕГО -
Пользователей:
15161
Статей: 1599
Ссылок: 51


 
Web На сайте школы 1262
Главная ФОТОальбом Ссылки Поиск Форум Контакты

ПОДГОТОВКА к ЕГЭ по русскому языку 2011. Блок текстов о неравнодушии Версия для печати
Рейтинг: / 11
ХудшаяЛучшая 
Tuesday, 08 March 2011

Текст 1. Е. КОЧНЕВАЯ «РОЗА»

Проблема внимания, участия и неравнодушия к другому человеку.

Позиция: По мнению автора, чтобы поддержать человека, нужно совсем немного, требуется только «дотронуться нежностью» до окаменевшей души, и она расцветет и окрепнет.

Аргументы:

1.      Рассказ ЧЕХОВа «БЕДА». Доказательством позиции автора может служить финал рассказа Чехова «Беда». Жена Путохина, героя рассказа, нашла нужные слова, по-настоящему посочувствовала мужу. Ее слова, ее сострадание, которое выразилось в них, поддержали его в трудный час И он, только что вынашивавший мысли о самоубийстве, на следующий день уже чувствовал себя бодрым и веселым, нашел новую должность, а главное – изменился духовно: он сам стал  протягивать руку помощи  попавшим в беду, находить для них слова поддержки и участия..

2.      Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». В этом рассказе изображен известнейший врач Пирогов. Но не его врачебное искусство прославляет в рассказе Куприн, а его добрую душу, трепетно воспринимающую несчастье других людей. (В одном- двух предложениях пересказать, что он сделал). Так же, как в рассказе «Роза», он, словно «благодетельный»  ангел, изменил жизнь Мерцаловых. Важно, что он не только помог им материально, он вернул им веру в человека, в будущее, стал примером  «отзывчивости на нужды бедности»

Текст 2. С. ЛЬВОВ. Статья «БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ» (отрывок)

Проблема сочувствия, сострадания.

Позиция: Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. И пусть оно не остается  просто сочувствием, а станет содействием.

Аргументы:

1.      Повесть В. Распутина «Уроки французского». Молодая учительница не смогла смириться с тем, что один из ее учеников голодает. Узнав, что он тратит заработанные азартной игрой деньги на молоко, …….. (перескажите в одном-двух предложениях,  как она помогла мальчику). Этот рассказ автобиографический. Именно свое детство вспоминает Распутин, именно на его жизненном пути оказался человек, который поддержал его в трудную минуту, причем поддержал тактично, оберегая его болезненное самолюбие. По душевной интонации повести можно понять, что автор через всю жизнь пронес образ  этой  учительницы, преподавшей ему урок доброты и отзывчивости.

2.      Рассказ Куприна «Чудесный доктор» Смотри аргумент к предыдущему тексту (кроме предложения со сравнением с «Розой»).

Текст 3. Ф. ВИГДОРОВА. ОБ ИСКРЕННОСТИ СЛОВ (название условное, т.к  я не нашла текст, откуда взят отрывок).

Проблема неравнодушия, искреннего отношения к людям.

Позиция: Автор считает, что даже самые красивые и торжественные слова не могут заменить истинного участия и тепла.

Аргументы:

1. Рассказ Чехова «Беда». См. аргумент  к тексту №1.

2. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». После прочтения текста Вигдоровой мне пришел на память эпизод из романа «Преступление и наказание». К Раскольникову приехали мать и сестра, а Соня, против которой их настраивал Лужин, зашла к Раскольникову позвать его на поминки. И вдруг с губ Сони слетает невольное восклицание: «Вы нам всё вчера отдали!» В этом страстном шепоте выразилась вся ее душа. Сколько страдания за другого человека, сколько боли, вызванной чужой болью! Несколько слов – и мать и сестра сразу изменили свое отношение к Соне, по тому что почувствовали искреннее движение ее души.

Текст 4. Чехов. Отрывок из рассказа «Беда»

Проблема сострадания.

Позиция автора:  «Порок не в том, что мы порой оказываемся на дне, а в том, что не

поднимаем падших», - такой вывод делает герой рассказа. И Чехов разделяет позицию своего героя. Он тоже считает, что нужно помогать людям, попавшим в беду.

Аргументы:

  1. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Лучший аргумент – высказывание, которое Достоевский вкладывает в уста  Мармеладова. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти! Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!» Каждый человек, даже Мармеладов, не постеснявшийся пропить чулки своей жены, нуждается в жалости и понимании. В романе способностью сострадать в высшей степени обладает Соня. «Что вы, что вы это  над собой сделали!» - вскричала она,  узнав, что Раскольников убил старуху процентщицу. Боль Раскольникова тут же передалась и ей. Именно к состраданию призывает читателей и автор.
  2. Драма М. Горького «На дне». Слова Луки о ворах, которых он приютил на зиму, когда сторожил дачу: «Не пожалей я их - они бы, может, убили меня... али  еще  что...  А потом - суд, да тюрьма, да Сибирь... что толку? Тюрьма - добру не научит,  и Сибирь не научит...  а  человек  -  научит...  да!  Человек  -  может  добру научить... очень просто!» Добро и жалость, помощь иногда полезнее, чем осуждение и наказание.

Текст 5.

ДАНИИЛ ГРАНИН. Отрывок из очерка «МИЛОСЕРДИЕ»

Проблема милосердия.

Позиция: нужно возвратиться к милосердию,  воспитать его вновь,  и литература в этом деле должна сыграть важную роль.

Аргументы:

1.      Драма М. Горького «На дне». (см. аргумент к тексту 4)

2.      Повесть В. Кондратьева «Сашка». (кстати, она же может подойти для проблемы «человек на войне»). К проблеме милосердия подходит данный отрывок:

(1)Идя к дальнему лесу, Сашка ещё не решил, что делать и как быть. (2) Разные мысли метались в голове с того момента, как услышал он слова командира батальона, которые тот выдавил через силу:

– (3)Немца – расстрелять.

(4)Может, встретится кто из начальства или комиссар вернётся, и тогда всё в порядке будет – непременно отменят приказ этот...

(5)Немец всю дорогу слюну глотал часто, и дёргался у него кадык, и у Сашки тоже в горле комок давит, дышать мешает. (6)Понимает он, что немец сейчас испытывает, какую тяготу несёт. (7)И завёл с ним Сашка мысленный разговор: «(8)Понимаешь, какую задачу ты мне задал? (9)Из-за тебя, язвы, приказ не выполняю. (10)И что мне за это будет, не знаю: может, трибунал, а может, комбат сгоряча прихлопнет? (11)Есть у него такое право – война же!»

(12)Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном, мучительном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. (13)И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. (14)Не может, и всё! (15)В бою фашист – враг, а здесь – пленный!

(16)И тут послышался позади какой-то крик. (17)Обернулся Сашка и обмер: маячила вдалеке высокая фигура комбата, шедшего ровным, неспешным шагом прямиком к ним.

(18)Побледнел Сашка, съёжился, облило тело ледяным потом, сдавилось сердце – идёт комбат, конечно, проверять, исполнен ли приказ его! (19)И что будет-то?..

(20)И верно, раздул капитан ноздри своего чуть кривоватого с горбинкой носа, но не закричал, не затопал, к кобуре с пистолетом руку не потянул, а глядел на Сашку хоть и сурово, но без злобы, очень серьёзно и вроде раздумчиво, – может, отошёл малость, одумался...

(21)Это дало Сашке надежду, и смотрел он на комбата без дерзости, но твёрдо, хотя и колотилось сердце, как бешеное, отзываясь болью в висках.

(22)Уже на ходу, на миг остановившись, комбат повернулся к Сашке и бросил:

– (23)Немца отвести в штаб бригады. (24)Я отменяю свое приказание.

(25)Сашка вздохнул радостно, полной грудью, снял каску, обтёр со лба пот, провёл рукой по ёжику волос. (26)Он окинул взором всё окрест – и удаляющегося комбата, и пустынную дорогу, и церкву разрушенную, которую и не примечал прежде, и синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо, словно впервые за этот день увиденное, и немца, из-за которого вся эта история вышла. (27)И подумал тогда Сашка, что коли живой останется, то из всего, им на переднем краю пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...

Вячеслав Леонидович Кондратьев (1920–1993) – русский советский писатель и поэт. Участник Великой Отечественной войны. Повесть «Сашка», из которой взят фрагмент, – одно из лучших его произведений о войне.

< Пред.   След. >
С именем Островского

Школа на Житной, 6
с углубленным изучением английского языка
имени А.Н. Островского
(структурное подразделение ГБОУ Школа № 627)


Прошлое и настоящее
НАШЕЙ ШКОЛЫ