Главная arrow НАША ШКОЛА arrow РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ arrow Л.Н. Верещагина. Гармония души и природы. Сочинение по картине В.Д. Поленова "Московский дворик".
Monday, 03 October 2022
Главное меню
Статистика

Победитель
I Всероссийского конкурса
в абсолютной номинации
«Лучший школьный сайт
2007-2008»




Городской центр профессионального развития

Блог школьного Всезнайки

Видеоуроки по самым разным направлениям работы в Adobe Photoshop



Время: 17:02
ВСЕГО -
Пользователей:
15161
Статей: 1599
Ссылок: 51


 
Web На сайте школы 1262
Главная ФОТОальбом Ссылки Поиск Форум Контакты

Версия для печати
Рейтинг: / 23
ХудшаяЛучшая 
Friday, 27 February 2009

ГАРМОНИЯ ДУШИ И ПРИРОДЫ

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ В.Д. ПОЛЕНОВА "МОСКОВСКИЙ ДВОРИК"

(МАТЕРИАЛЫ УРОКОВ В 5-м КЛАССЕ, 2 ЧАСА)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 


 

На уроках развития речи по картине В. Д. Поленова "Московский дворик" можно раскрыть не только очарование этого маленького живописного шедевра, но и выйти на более общие вопросы изучения и истории культуры русского города.

Сначала нужно внимательно рассмотреть все изображенное на картине. Взгляд зрителя должен идти от переднего плана и центра композиции по часовой стрелке вверх.

Открытки с репродукцией картины раздаются на каждую парту, на доске написана тема и слово "План", пунктами которого станут вопросы, предлагаемые детям:

Что изображено на картине? Опишите свое общее впечатление.

Перед нами небольшой московский дворик (именно московский, а не деревенский, как может показаться с первого взгляда). Похож он на современные московские дворы и детские площадки? Нет, они покрыты асфальтом, усыпаны грязным песком, а здесь дворик чистый, поросший зеленой травой, исчерченный тропинками... Он уютен, тих, залит ярким солнечным светом, от него веет спокойствием, умиротворённостью…

Теперь рассмотрим картину поподробнее. Что изображено на переднем плане в центре композиции?

Перед нами на переднем плане и справа можно ясно различить крупные головки полевых цветов (ромашек). Что они напоминают нам? На кого похожи? На играющих тут же белоголовых ребятишек.

Попробуем описать, что мы видим на картине слева. Перед нами крышка старого колодца или погреба, лопухи, репейник, растущие перед покосившимся забором. Сквозь ветви тенистого сада можно рассмотреть фасад белого дома с колоннами. Боковая часть этого особняка выходит во дворик.

Что находится в глубине двора? Здесь стоит полуразвалившийся (не полуразрушенный, как могут говорить дети) сарай, на его ветхой крыше выросли кусты. Рядом виднеется колодец. Перед сараем гуляют куры, женщина выносит ведро или собирается кормить их...

Что изображено справа? Справа изображена лошадь. Что она делает? Видим ли мы кучера? Нет, пригревшись на солнышке, лошадь стоит неподвижно, ее уши спокойно опущены, чувствуется, что она терпеливо ждет своего хозяина. Еще справа видно, как сушится на веревке белье.

Что мы видим вдалеке, на заднем плане за сараем? Вдалеке на заднем плане за сараем белеют крыши невысоких московских домов. Значит, таких двориков здесь множество...

Почему в столичном городе (а Москва, как известно после Петербурга была до 1918 г. второй столицей России) сохранились столь скромные, почти что сельские дворики, такие уютные, милые, провинциально-русские?..

Здесь учитель может сделать небольшое отступление и поведать детям о том, как возникали и росли города на Руси, и как этот процесс был непохож на развитие городов Западной Европы.

Слово город (град) первоначально значило укрепление. Срубить, поставить город значит обнести какое-либо место оградой (тыном, плетнем, частоколом, острогом, деревянной или каменной стеной).

Вокруг этого военного укрепления селился ("садился") разный люд (купцы, мастеровые, мелкие торговцы, крестьяне и т.д.). Так возникали городские посады, жители которых не порывали окончательно с сельскохозяйственными занятиями.

Во время вражеских нашествий жители посада укрывались в граде (детинце, кремле). Когда посады значительно увеличивались и старый город не мог вместить всех ищущих защиты, посад обносился новым поясом укреплений. Поэтому внутри города застройка могла складываться из разного рода усадеб, окруженных садами, огородами, даже лугами, оврагами (например, Лужниковский - ныне Вишняковский переулок - где, говорят еще в начале XVII века паслись коровы Марфы Ивановны, матери царя Михаила Феодоровича, или храм Григория Неокесарийского на Дебрицах, то есть оврагах). Основным строительным материалом было дерево (считалось, что жить в каменных домах нездорово). Опасность пожаров не позволяла поэтому слишком тесно ставить строения. Всюду видны были главные здания (терема, храмы), образующие основу ориентации.

Таким образом, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Кроме того, летописи свидетельствуют о том, что наши предки при выборе места строительства града и его основных сооружений руководствовались не только соображениями практической выгоды и удобства обороны города от врагов, но и эстетическими критериями ("бе бо место велми прекрасно...").

Русский средневековый город не противопоставлялся природе. Его укрепления и строения органично вписывались в ландшафт, а не выглядели чем-то искусственным, враждебным природе.

Совсем иным было развитие большинства западноевропейских городов, где город виделся целым и конечным, однажды и навсегда заключенным в панцирь укреплений. Ограниченность территории имела следствием высокую плотность ее застройки, дома смыкались в непрерывные ряды. Это предполагало преимущественно каменную застройку стен, дворы и сады теснились сзади. Число этажей увеличивалось, достигая шести, а то и семи. Город с его высокими стенами и грозными башнями, четко обозначающими пределы, противопоставлялся ландшафту как массивное искусственное тело...

После экскурса в историю становится более понятным, почему дворик в одном из арбатских переулков напоминает деревенский лужок и вызывает ощущение настоящего деревенского приволья.

Продолжим внимательно изучать картину В. Д. Поленова и разберем то, что изображено на заднем композиционном плане.

Там как бы венчает композицию изумительно красивый белокаменный храм с пятью луковичными главами на стройных барабанах. Их окружают нарядные закомары. Храм соединен с изящной шатровой колокольней. Купола сияют мягким золотым и серебристым светом. Без изображения храма (его можно предложить закрыть ладошкой) дворик утратит свое неизъяснимое очарование, лишится нежной красоты...

(Можно сказать детям, что это реально существующий храм Спаса Преображения на Песках и находится он в районе Арбата.)

По ясному светло-голубому небу бегут легкие перистые облака. Солнечный день, но не жаркий, солнце светит ласково. Картина насыщена светом и воздухом. Взгляд воспринимающего скользит от земли к небу и наполняется радостным восхищением.

Какой день выбрал художник для изображения - торжественный, праздничный, или обычный, будний?

Художник выбрал для изображения обычный будничный день, предметы на картине (лопухи, сарай, репейник, белье и т.д.) - самые непритязательные, все герои заняты повседневными делами. Тем не менее картина излучает радость, дышит тишиной и умиротворенностью, создает ощущение тихого праздника.

Умиление вызывает естественность существования обитателей этого мирного дворика, гармония, в которой пребывают человек и природа.

Благословение Божие почивает на этом уютном и гармоничном мире.

Если останется время в конце урока, можно поговорить о том, как выглядел бы этот дворик сегодня. Остался бы лужок? Сарай? Дом? Нет, в нашу эпоху произошли большие изменения. Совершенно иначе выглядят московские дворы и улицы. А сохранилось ли что-нибудь из прежнего? Конечно. Это храм. Он остался и сохранил свою возвышенную красоту. Можем ли мы удостовериться в этом? Да, если вы будете в Москве, можно разыскать храм, сходить к нему... (Советуем использовать песню "Белые церкви" иеромонаха Романа).

Литература:

Иконников А. В. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций. - М.: Искусство, 1990.

В. Поленов /Альбом. Авт. - сост. Раздобреева И. В. – М: Изобразительное искусство, 1973

Для повышения эффективности работы на уроке по мере обсуждения заполняется(естественно, не под диктовку) таблица, заранее распечатанная для всего класса:

Что? (Что надо описать?)  

Как? (Как я об этом могу написать?)  

Что изображено на картине? Выразите свое первое впечатление  


Что изображено на переднем плане в центре композиции?


Что мы видим на картине слева?  


Что находится в глубине двора?  


Что мы видим вдалеке, на заднем плане за сараем?  


Что изображено на дальнем композиционном плане?


Какой день выбрал художник для изображения - торжественный, праздничный, или обычный, будний? Какое ощущение создает картина в целом?


< Пред.   След. >
С именем Островского

Школа на Житной, 6
с углубленным изучением английского языка
имени А.Н. Островского
(структурное подразделение ГБОУ Школа № 627)


Прошлое и настоящее
НАШЕЙ ШКОЛЫ




Последние статьи
Популярное