Главная arrow НАША ШКОЛА arrow РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ arrow Светлана Меркулова. Моделирование практикума по теме "Научный стиль"
Friday, 30 September 2022
Главное меню
Статистика

Победитель
I Всероссийского конкурса
в абсолютной номинации
«Лучший школьный сайт
2007-2008»




Городской центр профессионального развития

Блог школьного Всезнайки

Видеоуроки по самым разным направлениям работы в Adobe Photoshop



Время: 20:14
ВСЕГО -
Пользователей:
15161
Статей: 1599
Ссылок: 51


 
Web На сайте школы 1262
Главная ФОТОальбом Ссылки Поиск Форум Контакты

Светлана Меркулова. Моделирование практикума по теме "Научный стиль" Версия для печати
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Sunday, 02 June 2013

Моделирование  практикума по теме  "Научный стиль"

 

(в 10-11 кл. на примере образовательной системы «Школа 2100»)

 

    Цели урока:

1.Личностные:

●      осознание стилистических затруднений по материалу и их          ппреодоление

●         развитие интереса к стилистике

2.Метапредметные:

●          преобразование знаний из табличной формы в текстовую

●          умение производить аналитико-синтетическую работу

●          умение находить наиболее трудную для восприятия информацию и

●          преобразовывать ее в алгоритм

●         умение работать в группе (умение слышать друг друга, умение действовать по единому плану, умение доказывать свою точку зрения)

●         взаимооценка и самооценка работы

3.Предметные:

практические задачи

●         совершенствование умения осуществлять правильный выбор

●          лексических средств

●          умение использовать необходимые лексические средства при со-

     здании  конкретного  текста с определенной стилистической

     задачей

●         умение различать лексику разных стилей

 познавательные задачи

●         обобщение теории и представление в виде учебной модели  особенностей научного стиля

                                 Ход урока

  I. Выявление затруднений  в домашнем задании.

     -С какими трудностями вы столкнулись , составляя резюме?

     -Как вы решали эту задачу?

     -Давайте послушаем несколько вариантов и попробуем понять,

      какое из резюме составлено лучше и звучит убедительнее.

Краткий анализ работы одного из учеников.

 II. Работа по теме урока. Наблюдение. Постановка учебной проблемы.

    1. Сл. учителя. Тема сегодняшнего  урока "Научный стиль".

Давайте определим, в каких жизненных ситуациях мы используем

лексику научного стиля? (Актуализация ранее полученных знаний)

     - Как вы думаете , в связи с какими явлениями жизни общества

       возникает потребность в создании новых слов, понятных

      большому кругу людей?

   2. Прочитайте, пожалуйста, текст  (задание 1).

- Какие сведения вы почерпнули из текста?

(Короткий и очень быстрый фронтальный опрос).

- Сформулируйте выводы.

(90% новых слов, появляющихся в языках, связано с ростом научно-

технических знаний. Число терминов подчас обгоняет рост общеупотребительной лексики. Бурное образование новых дисциплин

влечет за собой потребность в собственной терминологии.)

 

3.Работа по группам. Каждая группа (их 3)   записывает название одной из наук и соответствующие им   термины.(Кто больше терминов знает в выбранной науке-вр.2-3мин.)

4.Работа с заданием №2. Прочитать ознакомительным чтением:

 чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца.

 1 абзац: знания, Россия, контуры, атрибуты, разновидность языка.

                Начало -18 век и конец абзаца - язык научного общения.

                Значимая информация: особая разновидность   общенационального языка - язык научного общения. Расстановка по

ходу чтения условных графических знаков.

То же самое по др. абзацам.

Заглавие: "Формирование "специального языка".

1-2 ученика рассказывают об истории возникновения  научного стиля.

Выполняем задания к текст. (Лингвистика. Термины: профессиональная коммуникация, пласты лексики и т.д.)

5.Группы находят термины в тексте (по 3-4) и объясняют их значение

 при необходимости со словарем.

6.Повторение знаний о постановке тире в простом предложении объясняем на 1-ом и 2-ом выписанных предложениях: в 1-ом выделяется  приложение; во 2-ом - тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи и при пропуске гл.-связ-

ки.

3-е предложение дает возможность вспомнить постановку двоеточия

после обобщающего слова ( "специфические особенности термина")

перед перечислением однородных чл. предложения: системность, на-

личие дефиниции и т.д.

///.Теория- поиск  решения. Разбирая два предыдущих текста, мы узнали много нового: о времени, которое способствовало формированию  языка научного общения, о причинах его возникновения, что такое термин и др. Но сможем ли мы дать точное определение тому, что называется  научным стилем?

    Обратимся к заданию №3. (Выполняем задания)

 

Составляем сложный план.

 

 /. Введение. Научный стиль- один из функциональных стилей общелитературного языка.

  1.Сфера функционирования.

  2.Специфика стиля.

  3 .Цель стиля- передача объективной информации о природе,     человеке и обществе.

  4. Язык, который в меньшей степени  связан с национальной принадлежностью и не зависит от общ.-экономической формации,

идеологии и мировоззрения.

 

//.Основная часть. Особенности языка науки.

  1. Язык науки - проявление групповой речевой деятельности.

   2.Средства выражения : вербальные и невербальные.

   3.Отвлеченность и обобщенность научного стиля.

   4.Важнейшие признаки научного стиля-точность, ясность,

     логичность, строгая аргументированность.

 

///. Заключение. Правила текстовой композиции.

 

 Р.Р. Докажите, что прочитанный текст можно отнести к научн. стилю.(функциональный стиль, общелитературный язык, функционируют в специальной сфере...)

●         Сопоставление двух текстов дает возможность точно определить,

каковы особенности каждого из стилей, в какой сфере речевой практики возможно их использование, с какой целью используются те

или иные лексические средства и т.д.

●         В каких случаях возможно использование лексики разных стилей и возможно ли это вообще?

●            Чаще всего научный стиль речи используется в письменной речи,

    однако нередко и в устной, например, в дискуссиях

    по научной проблематике, диспутах, на международных научно-          практических конференциях...

●         "Переведите" информацию, содержащуюся в схеме, в текст. Запишите текст, докажите, что его можно отнести

 к научному стилю

 

                                       НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

 

собственно

научный

научно-информативный

научно-справочный

учебно-

научный

научно-

популярный

 

                                         ЖАНРЫ

монография

доклад

статья

диссертация

реферат

аннотация

тезисы

рецензия

словарь

справочник

каталог

энциклопедия

учебник

методическое

пособие

статья

очерк

книга

лекция

статья

 

Задание №4.ПТ. Повторение пунктуации.

 

/V. Практика. Выполнение задания №5 и №6

V/. Обобщение.

После  работы над тезисами учебной статьи учащиеся легко находят фактическую ошибку: в научном стиле не принято использование местоимения первого лица ед.ч. "я".

 V//. Итоговая работа. Дом. задание: выполнить задание №8 или

       №9.

 


--

Светлана Меркулова

< Пред.   След. >
С именем Островского

Школа на Житной, 6
с углубленным изучением английского языка
имени А.Н. Островского
(структурное подразделение ГБОУ Школа № 627)


Прошлое и настоящее
НАШЕЙ ШКОЛЫ




Последние статьи
Популярное