Правда жизни
Камушев Дмитрий Анатольевич - журналист, окончивший МГИМО, знающий английский и французский языки и работающий в издательском доме «Коммерсантъ», 28 ноября посетил свою alma-mater и поделился бесценным опытом работы в редакции с юными начинающими журналистами.
Он поведал о том, что издательству в этом году исполняется 13 лет, что первым «продуктом» был частный еженедельник нового типа, который рассказывал о сложных экономических проблемах простым и понятным языком, добавил, что «Коммерсантъ» первый стал использовать игривые заголовки, просторечия и некоторые вольности, которые до этого позволяли себе лишь изредка только «МК» и «Комсомолка». С 1992 года стала ежедневно выходить шесть раз в неделю газета-оперативка (то есть номер отправляют в типографию только в 23ч по Московскому времени, и на следующий день читатель получает самую свежую информацию). Кроме того, стали запускаться другие проекты. Появились журналы: «Деньги»(популярный экономический еженедельник) и «Власть»(политическое издание), «Автопилот», пишущий о том, «что интересует мужчин, то есть о женщинах и автомобилях». В издательстве родились молодежный «Молоток» и светский «Домовой», которые, «встав на ноги», покинули «отчий дом».
Теперь перенесемся на тринадцать лет назад, и попытаемся представить себе атмосферу времен перестройки и вообразить, чем дорогая газета могла привлечь своего читателя. Содержательностью, свежим языком? Да, вы не ошиблись, все это было отличительными особенностями «Коммерсанта», в котором работали талантливые журналисты. Но затем решили внедрить западный метод, заключающийся в сухой сжатой подаче материала, и журналисты сменились «технарями» («видимо, потому что неподалеку с редакцией находился ВУЗ технического профиля», - заметил оратор). А так как не все люди, привыкшие работать с цифрами, способны управляться со словом, возник «rewrite» (или постредакторская правка, это когда работы проверяются и переписываются более умелыми людьми). «Меня бесило, когда какой-нибудь дяденька правил мои работы, не удосужившись даже спросить, то ли я имел в виду» - восклицал гость, от себя могу лишь предположить, что не только Дмитрия Анатольевича раздражала такая «политика партии».
Далее журналист рассказал о том, как устроен издательский дом. Оказалось, что он представляет собой объединенную редакцию, это означает, что работники пишут сразу на все журналы и газеты, и только редакторский коллектив у каждого издания свой. По его мнению, это ужасная вещь, так как таким образом «Коммерсантъ» чрезмерно нагружает своих подчиненных (некоторые вынуждены отдавать долги работодателю в виде материалов по ночам), а зарплату не повышает.
| Дмитрий Анатольевич уже одиннадцать лет работает в этом издательстве. Первоначально его специализацией были страны СНГ, затем, он стал заниматься проблемой Кавказской войны и даже побывал в Чечне в период начала кампании, после, главный «чеченолог» стал писать о всех регионах России, и только после дезертирства политического обозревателя нашел себя в публикациях о «сильных мира сего», которыми до сих пор и занимается. На нынешние выборы смотрит с иронией, считает, что сумасшествие у политиков не клинический диагноз, а имидж, помогающий набрать голоса и завладеть вожделенным креслом депутата.
|
![]() |
После внушительной речи, преступили к «десерту», а именно: к самым интригующим вопросам. В данной публикации привожу только наиболее интересные из них.
- Были ли у Вас конфликты с героями публикаций?
На что, журналист припомнил историю о военных сборах. Получив приглашение поучаствовать в данном мероприятии, предприимчивый публицист отправился в редакцию с идеей написать репортаж. Предложение было принято, Дмитрий Анатольевич пошел на призывной пункт, где в анкете чистосердечно написал в графе «место работы» «ЗАО Коммерсантъ». Как ни странно, его пропустили. «Это были три недели беспробудного пьянства. Абсолютно бесполезная кампания. Я был вынужден соблюдать трезвость, для того, чтобы описывать происходящее. Естественно это не могло не вызвать ко мне подозрения». Но рассекретили его позже. Как-то раз, напившись, один мужик начал хвалиться своими достижениями и приставать к нашему герою с вопросом о том, чего тот достиг. «Чеченолог» не выдержал и признался. «И ты собираешься об этом писать?» - спросил «крутой».«Разумеется! - таков был ответ. «Я тебя убью!». Однако, к счастью, его угрозы были пустыми.
Также гость упомянул, что в «Коммерсанте» штрафуют за допущенные в материале неточности и ошибки, минимальный штраф 50$.
-Писали ли вы когда-нибудь материалы на заказ («Джинсу»)?
Он признался, что за «Джинсу» могут даже выгнать из издательства или наказать большим штрафом. А так как он не умеет ее скрыть, то никогда и не пытался писать, но знает, что есть такие люди, которые за свое умение получают довольно неплохие деньги. Дмитрий Анатольевич посочувствовал журналистам, работающим в экономическом отделе, так как заказ на «Джинсу» поступает туда круглогодично, а в политический деньги несут только перед выборами.
-Сколько платят в «Коммерсанте»?
Оказалось, что минимальная зарплата в издательстве 500$.
Многое из того, что произошло за те два часа, не превратилось в текст, осталось за гранью бумажного листа, например: то, как выглядел и говорил этот человек. Читатель может, наверное, только позавидовать очевидцу этого события, так как встреча с интересными людьми, безусловно, обогащает.